Официальный старт конкурса на право проводить реконструкцию аэропорта “Пулково” намечен на понедельник, 21 апреля. 7-9 мая в Лондоне состоится road-show проекта для инвесторов. В Смольном заявляют, что от желающих участвовать в конкурсе нет отбоя. Но пока ни одного из потенциальных инвесторов не называют. Кроме того, перед объявлением приема предложений по ремонту “Пулково” правительство вновь вносит изменения в условия взаимодействия с будущим партнером.
К слову, конкурс на реконструкцию аэропорта должен был быть объявлен еще в марте этого года, однако его перенесли, мотивируя решение административными сложностями и необходимостью привлечь к проекту консультантов. Но, похоже, дело в другом - инвесторы не проявили к проекту должного внимания. Реконструкция, на которую нужно затратить 1,2 миллиарда долларов (30 миллиардов рублей), рискует, по мнению многих экспертов, не окупиться.
Параллельно готовились поправки к закону о государственно-частных партнерствах (по этой схеме планируют проводить работы по реконструкции аэропорта). Сначала в правительстве приняли закон о возможности включения в соглашение Петербурга и инвестора третьей стороны – юридического лица, 100% акций которого принадлежат городу. В случае с Пулково таким “третьим лицом” выступит ОАО “Аэропорт “Пулково”. Такое нововведение удивило и журналистов, и специалистов. На оптимизацию процесса конкурса введение дополнительного участника соглашения не походило. Многие высказывались о том, что включение третьей стороны сделает оформление отношений с победителем конкурса излишне затянутым.
Но нововведения, принятые в Смольном меньше чем за неделю перед конкурсом, стали ответом на все вопросы. Правительство города определило способы вазимодействия “Аэропорта “Пулково” с частным инвестором. Исходя из документации, консорциум, который возьмется за реконструкцию Пулково, сможет получать доход от эксплуатации терминала. Победитель конкурса получит в аренду инфраструктуру аэропорта, которая сейчас оформлена на ОАО “Аэропорт “Пулково”. Кроме того, концессионер сможет выкупить оборудование для деятельности воздушного порта. Причем суммы выкупа будут чисто символическими. Аэропортовую технику продадут инвестору по себестоимости.
В Смольном надеются, что возможность компенсировать вложения за счет эксплуатации аэропорта во время и после реконструкции, привлекут инвесторов. Договор на аренду объектов недвижимости и инфраструктуры аэропорта с инвестором может быть заключен на срок более 30 лет. А доход от эксплуатации в год составляет до 3,5 миллиарда рублей.
Правда, по словам председателя комитета по транспортно-транзитной политике Николая Асаула, “бонусы”, которые правительство города предоставляет инвестору, с лихвой перекрывают жесткие условия конкурса. Так, потенциальный инвестор не должен быть связан с авиаперевозками и не должен владеть долей в капитале какой-либо авиакомпании. Это делается для того, чтобы в будущем частная компания не давала приоритетных прав на пользование аэропортом “Пулково” одному из перевозчиков. Кроме того, инвестор не должен быть собственником аэропортов, расположенных к Пулково ближе, чем 800 километров.
То есть в конкурсе не примут участие инвесторы аэропортов в Вильнюсе, Хельсинки, Стокгольме, Минске, Таллине, Риге и Москве. Конкурсанты также будут вынуждены продемонстрировать опыт строительства, эксплуатации аэропортов и опыт по привлечению инвестиций в сходные проекты на сумму не менее 1 миллиарда долларов.
Конкурсные предложения будут рассмотрены до 12 марта 2008 года. “Мы хотели бы активизировать этот процесс, но убедились, что к выбору концессионера для “Пулково” мы должны подойти со всей ответственностью. В аэропорт должен прийти хороший инвестор с неограниченными возможностями”, - заявила губернатор Валентина Матвиенко.
Активное строительство супер-хаба на месте существующих терминалов в “Пулково” должно начаться в 2010 году. Параллельно с сооружением современного аэропорта будет застраиваться и деловая зона по соседству. Площадку рядом с “Пулково”, предназначенную под строительство дополнительной инфраструктуры (отелей и офисных центров), сейчас как раз делят на лоты. На торги участки выставят уже к сентябрю текущего года. Компаниям, которые будут строить на этих площадях, придется согласовывать проекты с архитектурной концепцией застройки от лондонской корпорации Grimshaw. Именно ее проект понравился чиновникам Смольного и победил на конкурсе концепций в сентябре 2007 года.
Маша Могилевская,
Фонтанка.ру
Поделиться