Власти Петербурга намерены объявить войну граффитистам. В Смольном уже подготовлено соответствующее распоряжение городского правительства, правда, оно еще не подписано губернатором. С проектом этого документа удалось познакомиться корреспонденту «Фонтанки». Чиновники предлагают собирать, пропагандировать, следить, судить и наказывать. О том, что для граффитистов можно и нужно создавать условия, чтобы они могли представлять свое творчество, в этом документе нет ни слова.
Граффити - одна из форм альтернативной пропаганды, появляющаяся чаще всего на домах и заборах города. Стать граффитистом очень просто. Достаточно купить баллончик с краской и иметь представление, что ты хочешь донести до людей. И все. Большинство граффитистов – это молодые люди, поклонники определенных музыкальных стилей. Правда, есть и те, что пачкают здания из хулиганских побуждений, написав на свежевыкрашенном фасаде пресловутое слово из трех букв или расписав вагон поезда.
Некоторые граффити даже считаются искусством. В ряде регионов России есть даже стены, где каждый желающий может нарисовать свое «художество». Есть такие стены и в Петербурге, во дворах некоторых домов Петроградской стороны. Впрочем, официальной поддержки граффити, как вида творчества, в Петербурге пока нет. Смольный решил не «возглавить» движение, а обуздать его, попытавшись поставить рисунки на стенах вне закона.
В кабинетах комитета по вопросам законности и правопорядка разработан документ – распоряжение правительства Петербурга, в котором прописаны меры, которые будут принимать городские власти в отношении граффитистов.
Так, согласно проекту распоряжения, чиновники хотят обязать арендаторов обращаться в суды с исками к лицам, виновным в порче фасадов арендуемых зданий. Если злоумышленник окажется малолетним, по всей строгости закона будут привлекать его родителей.
С последними также заставят побеседовать и преподавателей. Специально для этого школы обяжут провести родительские собрания. Направлять граффитистов на путь истинный хотят привлечь и инспекторов по делам несовершеннолетних, а также сотрудников охранных предприятий, которым будет поручен розыск «художников».
Своя миссия есть и у комитета по печати. Это ведомство, как предполагается, будет заниматься «информированием жителей о привлечении к административной ответственности лиц, самовольно наносивших надписи и графические изображения на фасады зданий и сооружений».
В этом документе нет ни слова про то, что граффити – это своего рода вид искусства, которое городские власти могли бы поощрять, создавая условия для его развития (в определенных рамках, конечно), и, естественно, наказывая тех, кто портит фасады. Так делают в некоторых странах. Например, под защитой защитой государства находится известная берлинская «East Side Gallery». Это часть Берлинской стены в районе Кройцберг, декорированная граффити художников со всего мира и превращенная в туристический аттракцион, напоминающий о воссоединении Германии.
Искусство уличных художников снабжено в некоторых странах даже адресами и именами авторов. Есть свое место для граффитистов и на Арбате. В самом центре столицы каждый желающий может написать все что хочет, в рамках приличия, конечно.
«Я большой противник граффити, - заявил корреспонденту «Фонтанки» председатель комитета по культуре городской администрации Николай Буров, подчеркнув, что он против тех, кто расписывает фасады зданий. - Вот недавно отреставрировали улицу Зодчего Росси, а там на стенах уже появились граффити». В то же время чиновник поддержал выделение специальных мест, которые бы расписывались уличными художниками: «Когда я был еще депутатом муниципального совета, мы выделяли специальные места во дворах. Было мило и красиво».
«Граффити - это цела философия, это явление, которое запретить невозможно, - рассказал «Фонтанке» один из городских граффитистов. Нередки случаи, когда граффити несут в себе скрытую политическую критику. Они агрессивно вторгаются в среду с нигилистическими или абсурдистскими взглядами, нарушают существующее в обществе предписание продуцировать позитивный смысл и тем самым тоже являются своего рода формой протеста».
Правда, некоторые современные граффити далеко не всегда критичны и подчас вообще лишены какого-либо послания. В настоящее время граффити весьма часто используются для задач декорирования пространства и украшения общественных мест. Разбираться в этих тонкостях в Смольном не хотят. По всей видимости, там до сих пор придерживаются завета Ильича: если движение не удалось возглавить, его легче запретить.
Алексей Яушев
Фонтанка.ру
Поделиться