В Петербурге вновь выявляют потенциальных экстремистов. Последний раз такая работа проводилась в 2006 году перед саммитом «Большой восьмерки». Поводом для очередного «рейда» стал Петербургский экономический форум, который пройдет в Северной столице с 6 по 8 июня. Начали с тех, кого записали в неформалы. Впрочем, наверняка постепенно дойдут и до тех, кто занимается общественно-политической деятельностью. Работа обещает быть ударной, ведь даже президент на экстремизм указал обратить пристальное внимание.
В редакцию «Фонтанки» обратилась девушка, несколько лет назад занимавшаяся трудными подростками – поклонниками рок-группы «Алиса», а сейчас работающая в одном из петербургских СМИ. Вроде бы не занимаясь ничем противозаконным, она попала в списки тех, на кого правоохранительные органы обращают особое внимание. Первый раз к ней сотрудники правопорядка наведались еще в 2006 году, накануне саммита «Большой восьмерки». Интересовались ее частной жизнью, не состоит ли она в группировках, будет ли она в дни саммита в городе. На вопросы, чем вызван интерес к ее персоне, незваные гости заявили, что она числится в неких «экстремистских списках».
Девушка, назовем ее Анна (имя изменено), отказалась отвечать на вопросы, а после обратилась с заявлением в районную прокуратуру, там ей посочувствовали, долго возмущались, обещали разобраться. Официальный ответ не последовал долго ждать. «Никаких черных списков в правоохранительных органах не ведется», - разобрались прокурорские работники. Впрочем, Анна в те дни была не единственной, к кому правоохранительные органы проявляли повышенный интерес. Сотни, если не тысячи людей выражали тогда недовольство излишним «любопытством» милиции.
Сейчас история повторяется вновь. В преддверии экономического форума, который пройдет в Петербурге с 6 по 8 июня, в отделы милиции вновь пришли циркуляры – опросить, зафиксировать... Сотрудники милиции вместо того, чтобы ловить преступников, опять пошли по знакомым по 2006 году адресам, заглянули и к Анне. На этот раз интерес силовиков расширился. Помимо планов на лето они интересовались возможностью иметь доступ в интернет, наличием личного автомобиля и любимыми кафе.
Впрочем, если два года назад на карандаш брали и тех, кто занимается политической деятельностью, то сейчас до общественников и политических деятелей, тех, кто марширует несогласными колоннами, милиция пока не добралась. «Скорее всего, нас и не будут спрашивать, - предположила руководитель петербургского ОГФ Ольга Курносова, - они и так наверняка предполагают, что мы будем устраивать в этот период свои акции».
В пресс-службе ГУВД заявили, что если какие-то списки и существуют, то только рамках оперативной работы. Впрочем, в самих рядах правоохранительных органов неофициально подтверждают, что ведутся соответствующие базы данных, правда, они с 2006 года практически не обновлялись.
«В законе по борьбе с экстремистской деятельностью не сказано, что необходимо создавать некие списки экстремистов или потенциальных экстремистов. Даже если они существуют, они не могут нести юридической силы. По закону о милиции сотрудники правопорядка обязаны профилактировать все преступления, в том числе и экстремизм. Профилактика заключается в том числе и в опросах граждан», - заявил «Фонтанке» адвокат Артем Баконин.
В свою очередь адвокат Александр Зеленский считает, что если сотрудники правопорядка, работая по своему внутреннему приказу, попытаются, например, ворваться в квартиру тех, кто числится в их списках, то их действия будут считаться незаконными. Если же человек добровольно отвечает вопросы милиции, то здесь ничего противозаконного нет.
Впрочем, помимо опроса неформалов и потенциальных экстремистов правоохранительным органам предстоит определиться, кому уделять повышенное внимание, а на кого закрыть глаза. В этом уверены специалисты по неформальным организациям. Например, прокуратура записывает в радикалы антифашистов, впрочем, случаи экстремистского поведения с их стороны были единичными.
Установку обратить внимание на экстремизм дал президент Дмитрий Медведев, представляя подчиненным нового директора ФСБ Александра Бортникова. Глава государства перечислил ключевые задачи, стоящие перед службой. «Среди приоритетных направлений деятельности ФСБ остается обеспечение высокого уровня контртеррористической работы и борьбы с экстремизмом», - отметил он. Так что, на таких как Анна, похоже, вновь обратят пристальное внимание, даже если они не ведут противоправной деятельности. Видимо, для этого не надо будет и поводов типа саммита или крупного форума.
Максим Фадеев,
Фонтанка.ру