Наш читатель Сергей Иванов с сочувствием прочитал вышеописанную историю и нашел в себе силы написать и прислать нам целую инструкцию: что, когда, и куда надо нести, чтобы поскорее восстановить утраченные бумаги.
Ведь злоумышленники воруют документы с целью получения за них выкупа. Однако нередки случаи, когда преступники до возвращения документов успевают оформить по этим документам несколько кредитов на недорогие товары, при покупке которых сотрудники банков не особо вглядываются в документы заемщика.
А последнее время воришки даже не пытаются разыскать владельца и вернуть ему похищенное. Ведь украденные документы – ходовой товар на черном рынке. Попользовавшись чужими документами в корыстных целях, преступники просто продают их.
Для того, чтобы не купиться на предложения о возвращении документов и избежать лишней волокиты в общении с чиновниками, необходимо знать, с чем вам придется столкнуться при восстановлении документов.
Итак: что делать, если у вас украдены или потеряны документы
1.Уведомить правоохранительные органы
Как только вы обнаружили исчезновение документов, срочно обратитесь в милицию. Либо в отделение по месту прописки, либо в то, на территории которого произошла кража/потеря. Узнать, в какое отделение нужно обращаться, можно по телефону 02. Либо, если у вас под рукой есть телефонный справочник, по телефону УВД района, в котором произошла утрата документов.
В милиции напишите заявление с изложением всех обстоятельств произошедшего. Ваше заявление зарегистрируют и выдадут талон-уведомление (КУСП).
2.Восстановить паспорт
С момента получения талона-уведомления в милиции, вы можете запускать процедуру восстановления паспорта, точнее, получения нового.
Для этого нужно обратиться в территориальный пункт Управления Федеральный миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по месту прописки, т.е. в «паспортный стол».
Для восстановления паспорта гражданина РФ необходимо предоставить:
1)Заявление установленного образца (форма 1П). Бланк можно получить и заполнить в «паспортном столе».
2)Архивная справка, подтверждающая прописку и факт выдачи утраченного паспорта. Выдается в «паспортном столе» по предъявлению заявления по форме 1П.
3) Квитанция об уплате госпошлины за выдачу паспорта (150 р.)
4)4-6 фотографий;
5)Талон-уведомление (КУСП) и его копия;
6)Копия свидетельства о рождении;
7)Копия свидетельства о браке или о его расторжении;
8)Заявление в произвольной форме на имя начальника ТП УФМС по СПб и ЛО с просьбой выдать новый паспорт взамен утраченного.
Как правило, в перечень необходимых документов сотрудники «паспортных столов» добавляют также требование о предоставлении авторучки, 10 листов формата А4, двух конвертов по России. Такие требования совершенно некорректны. Но появились они не от хорошей жизни. УФМС финансируется из рук вон плохо, поэтому, зачастую, это единственный способ обзавестись необходимыми для работы канцелярскими товарами…
При подаче документов на восстановление паспорта, попросите выдать вам временное удостоверение личности (форма 2П). Этот документ, действующий в течение месяца, заменяет паспорт и позволяет заняться безотлагательным восстановлением других утраченных документов.
Теоретически, изготовление паспорта может занимать до 2 месяцев. Однако, как правило, выдают новый документ недели через две. При получении готового паспорта необходимо сдать в «паспортный стол» постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом из того отделения милиции, в которое вы обращались по факту утраты документов. Постановление вам пришлют по почте. Но лучше не ждать, а самостоятельно сходить в милицию и получить в канцелярии копию.
При этом надо учитывать, что отказ в возбуждении уголовного дела говорит о том, что паспорт у вас пропал по вашей же вине. А это, в свою очередь, является административным правонарушением, влекущим предупреждение или наложение штрафа в размере от 100 до 300 рублей (ст. 19.16 КоАП РФ).
3.Восстановить водительское удостоверение
Получив временное удостоверение личности, можно идти восстанавливать водительское удостоверение. Для этого нужно обратиться в МРЭО УГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области по адресу ш. Революции д. 85, тел. 335-38-98.
Для восстановления прав нужно сдать следующие документы:
1)Паспорт (временное удостоверение личности);
2)Медицинская справка и ее копия, причем заверенная. (Заверяется копия прямо в ГИБДД на 4-м этаже);
3)Квитанция об оплате госпошлины за выдачу временного водительского удостоверения (60 руб.);
4)Водительская карточка (та, что выдавалась по итогам сдачи экзаменов). Предоставление карточки необязательно. Если вы ее потеряли или просто не нашли, можете сказать, что ее вам не выдавали. Вас немного пожурят, но документы все равно примут.
5)Распечатка правонарушений. Таковая выдается в окне №8 на 2 этаже по предоставлению документа, удостоверяющего личность.
С этим пакетом документов нужно обратиться в любое с 1-го по 4-е окно на 3 этаже здания МРЭО ГИБДД. После этого вам в 5-м окне выдадут временное водительское удостоверение. Оно действительно 1 месяц при наличии документа, удостоверяющего личность, т.е. для управления автомобилем будет достаточно документа по форме 2П, выданного в «паспортном столе».
Через 27 дней, необходимо вновь приехать на ш. Революции,85 и сдать в окно №8 на 3 этаже:
1)временное ВУ;
2)паспорт (к этому времени вам уже должны будут выдать новый паспорт);
3)квитанцию об оплате госпошлины за выдачу водительского удостоверения (200 руб.).
В этот же день вы станете счастливым обладателем новых прав. Хотя на них и будет стоять пометка «дубликат», номер будет новый, и срок действия будет исчисляться с момента выдачи.
Учитывайте, что о квитанциях об оплате госпошлин нужно позаботится заранее. Рядом с МРЭО отделений Сбербанка нет! И запаситесь временем и терпением: очереди просто огромные.
Да, и не удивляетесь, пожалуйста, что восстановление прав занимает целый месяц. Такой срок установлен вовсе не для того, чтобы усложнить вам жизнь, а для того, что бы удостоверится, что вы не лишены водительского удостоверения и не хотите таким нечестным способом обзавестись новым.
4.Восстановить документы на машину
Как правило, при утрате бумажников с документами, пропадают не только водительские права, но и свидетельство о регистрации на автомобиль, а также талон ГТО. Порядок их восстановления различается.
Начнем со свидетельства о регистрации. Для получения его дубликата нужно обратится в МРЭО по месту прописки либо любой коммерческий филиал со следующими документами:
1)Паспорт транспортного средства (ПТС);
2)Квитанция об оплате госпошлины за внесение изменений в ПТС (20 руб.);
3)Квитанция об оплате госпошлины за выдачу свидетельства о регистрации (100 руб.);
4)Полис ОСАГО;
5)Заявление установленного образца, которое заполняется в МРЭО.
Естественно, для осмотра надо представить и сам автомобиль. Как вы будете доставлять машину к МРЭО, это ваши трудности. Во избежание проблем с сотрудниками ДПС лучше воспользоваться услугами эвакуатора. Иначе автомобиль может оказаться на штрафстоянке, забрать с которой машину без документов будет весьма проблематично. Но, как говорят сами сотрудники ГИБДД, в такой ситуации они идут на уступки водителям. Так что можно попытаться доехать до МРЭО, имея только ПТС.
Кстати, если у вас утрачен и полис ОСАГО, то его дубликат вам должны выдать в страховой кампании.
В коммерческом МРЭО придется заплатить 1000-1500 рублей за «услуги» по оформлению документов. Но зато свидетельство о регистрации вам выдадут в день обращения.
В обычном МРЭО, кроме оплаты госпошлин, никакие расходы не предполагаются, но в день обращения получить документы на удастся. Придется приехать еще раз через две недели и вновь представить машину к осмотру, т.к. в течение 14 дней должна производится проверка вашего автомобиля на угон.
На угон автомобиль проверяют и в коммерческих МРЭО, просто делают это быстрей. Как известно, время – деньги.
После получения нового свидетельства о регистрации (опять же, это не дубликат утраченного, а документ с новым номером), можно ехать восстанавливать талон ГТО.
Для этого нужно обратиться либо в межрайонный отдел технического осмотра и регистрации транспортных средств №1 на пр. Энергетиков,61, к.2 (т.225-18-75), либо в межрайонный отдел технического осмотра и регистрации транспортных средств №2 на Салова,66, к. 2 (т. 335-29-05). Выбор одной из этих станций зависит от района вашей прописки. Станция №1 обслуживает правый берег, а станция №2 – левый.
При обращении на станцию нужно иметь:
1)свидетельство о регистрации и ПТС;
2)полис ОСАГО;
3)медицинская справка;
4)паспорт (временное удостоверение личности);
5)квитанция об оплате госпошлины за выдачу талона ГТО (30 руб.);
6)заявление установленного образца.
Машину нужно будет предъявить к осмотру. Но на счет аптечек, огнетушителей и знаков аварийной остановки можете не волноваться. При осмотре производится только сверка номерных агрегатов, а не проверка технического состояния. После прохождения осмотра вам выдадут дубликат (в данном случае, действительно дубликат) талона ГТО, с тем же сроком действия, что и утраченный. Рассчитывайте также, что на станции вы проведете весь день: народа там много. Лучше предварительно заехать и записаться на определенное время.
5.Внести изменения в документы о страховании
Когда вы восстановили все документы, вам нужно получить новый полис ОСАГО и договор КАСКО, если такой заключался. Ведь полученные вами документы имеют уже другие номера, которые должны совпадать с данными договоров о страховании.
Это самый простой этап. Достаточно обратиться с новыми документами в свою страховую кампанию и переоформить договор.
Итак, по времени процесс восстановления документов займет чуть больше месяца, если пренебречь работой и делать все оперативно.
Стоимость же зависит от ряда факторов. Минимум вы заплатите порядка 660-680рублей (560 руб. за все пошлины плюс 100-120 руб. за фотографии на паспорт). Ну а к этой сумме можете прибавить стоимость медицинской справки (в среднем 1000 руб.), штраф за утерю паспорта (100 руб.), оплата услуг коммерческого МРЭО (1500 руб.). Итого получается примерно 3300 руб. И это без учета потерянного рабочего времени!
Некоторые скажут, что они лучше бы заплатили эти деньги в качестве вознаграждения за возврат документов. Но только потом не удивляетесь, если через пару месяцев вам начнут приходить уведомления из банка о необходимости погашения долгов по кредитам…