Госдума рассматривает вопрос ликвидации государственного нотариата и передачи всех его функций частному. Предлагается даже делегировать частникам право взыскивать имущество граждан. Пока же сами нотариусы жалуются на заниженные тарифы, отмену обязательного удостоверения сделок с недвижимостью и «конкуренцию» с муниципалами.
На днях российские нотариусы (именующие себя служителями превентивного – предупредительного правосудия) отметили 15-летие появления в нашей стране внебюджетного нотариата. Много говорилось о преимуществах такого института: установленные государством фиксированные тарифы, полная финансовая ответственность за совершаемые действия, страхование и т.д. Вот только страховка ответственности составляет сегодня 10 тысяч рублей, а в городе процветает коммерческая нотариальная контора, тарифы и деятельность которой мало соответствуют красивым лозунгам.
Сколько ты стоишь
Частные нотариусы категорически отказываются признавать свою деятельность предпринимательской, хотя она на 100 процентов подпадает под соответствующее определение (деятельность на свой риск с целью извлечения прибыли). А доходам частных нотариусов позавидуют даже многие именитые юристы – в среднем в Санкт-Петербурге в год они зарабатывают по 4 млн. рублей. Примерно половина уходит на аренду офиса, налоги, зарплаты помощникам и т.д. Остается около 7 тысяч долларов в месяц чистыми.
Дабы избежать конкуренции численность нотариусов ограничена – в Санкт-Петербурге сегодня может работать только 290 служителей превентивного правосудия. В среднем в год открывается одна - две вакансии (кто-то умирает, кого-то лишают полномочий и т.д.). В очереди на освободившиеся места стоят 150 юристов.
Действительно, тарифы, по которым должны работать все нотариусы России, не менялись уже три с половиной года и перспектив их увеличения нет. По закону частнопрактикующие нотариусы не вправе брать ни на копейку больше или меньше. Но многие нашли способ обойти такое ограничение. Например, вводят плату за «технические работы». Под ними понимается не только подготовка документов (набор текстов, ксерокопирование, прошивка бумаг и т.п.), но зачастую и просто проставление печати (то есть обязательного элемента самого действия). А за заверение копий, например, учредительных документов нотариусы требуют аж 500 рублей, хотя согласно закону и разъяснениям Минфина можно брать только 10 рублей за страницу.
Существуют и фактически коммерческие нотариальные конторы, одна из которых расположена в самом «сердце» Санкт-Петербурга. Дабы заверить ту же копию, нужно заплатить некоему предпринимателю несколько сотен рублей (до самого нотариуса обычный посетитель просто не дойдет). По данным «Фонтанки», работающие в этой конторе нотариусы отчисляют владельцу помещений арендную плату, пропорционально их доходу. А собственник обеспечивает служителей секретарями, организует работу и берет соответствующую «мзду» с посетителей. «Нотариат не может быть коммерческим, – уверен исполняющий обязанности президента Федеральной нотариальной палаты Николай Кашурин. – Нотариус не вправе сам определять цены и торговаться с клиентом, он обязан работать в рамках тех тарифов, которые установлены государством. Как и в любой системе, есть нерадивые работники, которые используют свои полномочия в корыстных целях. Мы с такими расстаемся без сожаления».
В ответе за все
Нотариусы недовольны отменой ряда их функций. Так, по словам Николая Кашурина, упразднение в законодательном порядке обязательной нотариальной формы сделок с жилыми помещениями привело к целому ряду негативных последствий, в том числе к криминализации рынка недвижимости. Он уверен, что сегодня вновь возникла необходимость ввести нотариальные сделки по жилью.
В этом случае удостоверение договора продажи квартиры, например, за 5 млн. рублей (нормальная «двушка») обойдется ее участникам примерно в 40 тысяч рублей (помимо 1500 рублей за регистрацию в ГБР). Взамен продавец и покупатель получат гарантии – право на возмещение ущерба, нанесенного по ошибке нотариуса. Например, если выяснится, что подписавший договор собственник квартиры не имел права на совершение такой сделки и суд признает договор недействительным, то нотариус обязан будет за счет личного имущества выплатить пострадавшей стороне всю уплаченную сумму. «Нотариус – единственная профессия, которая требует обязательного страхования, – отмечает Николай Кашурин. – Гражданин, которому нанесен ущерб, не может ждать годами. Поэтому страховая компания выплачивает возмещение, а уже потом в порядке регрессного иска взыскивает эту сумму с нотариуса при наличии его вины. Если раньше речь шла о выплате суммы с шестью нулями, то в последние годы возмещение составляет примерно 100-200 тысяч рублей».
Правда, сумма страховки – 10 тысяч рублей, – одна пятая процента от стоимости той же квартиры. То есть пострадавшему в любом случае придется обращаться к нотариусу с требованием о возмещении вреда. «Эти факты не афишируются, – разъясняет вице-спикер Госдумы Любовь Слиска (сама Любовь Константиновна имеет лицензию нотариуса, но не практикует). – Все стороны заключают мировое соглашение и расходятся. Честь мундира и профессиональная этика – дороже».
Муниципальный конкурент
Беспокоит частных нотариусов и передача права совершать отдельные действия органам местного самоуправления. Хотя законодатели руководствовались благородной целью – всего в России работает 7426 частных и 135 государственных нотариусов и далеко не во всех отдаленных районах есть их конторы. К тому же около 60 процентов всех совершаемых нотариальных действий – заверение копий. Эта процедура не требует высоких юридических познаний. «Не может врачом быть прораб, – рассказывает Николай Кашурин. – Сегодня в муниципалитетах действия совершают агрономы, ветеринары и т.д. Как они могут обеспечить юридическую безопасность всех совершаемых ими действий и консультаций? Мы не против передачи прав муниципалитетам – берите юристов – вопросов нет».
Законодательство о нотариате ждет реформирование. Существуют две концепции, одна из которых, разработанная в Госдуме, предусматривает упразднение государственного нотариата вообще. Сейчас государственные конторы существуют в некоторых северных и восточных регионах, где спрос на услуги нотариусов не может обеспечить их самофинансирование. Планируется также увеличить размер индивидуальной страховки нотариуса в 200 раз – до 2 млн. рублей, а также ввести систему перестрахования через коллективные гарантийные кассы. Также предлагается создать единый реестр завещаний, детально прописать все нотариальные действия, ввести защищенный бланк для документов и т.д.
Еще одна идея – расширить права нотариусов, в частности – придать обязательную силу исполнительной надписи (то есть на основании выданного нотариусом документа судебные приставы будут взыскивать денежные средства и имущество без суда). Так было до 1996 года, а сейчас любое взыскание имущества осуществляется только по решению суда (как прописано в Конституции России). «В результате суды загружены «бесспорными» делами», – аргументируют свое предложение авторы законопроекта.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру