Тема подземного строительства в Петербурге обсуждается весьма активно. В Генплан уже внесено 10 адресов будущих «подземельных строек», и спрос не удовлетворен — в КГА подано 40 заявок на подземное строительство в центральной части Петербурга. При этом город «расти вглубь» не готов — ни законодательной, ни нормативной, ни технологической, ни кадровой базы для таких проектов нет. Ответ на вопрос «Что делать?» пытались найти в Мариинском дворце.
По инициативе постоянной комиссии Законодательного собрания Петербурга по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам состоялись слушания по вопросу «О концепции освоения подземного пространства в городской застройке Санкт-Петербурга». Законодатели привлекли к участию и чиновников, и ученых, и юристов, и эксплуатирующие подземное пространство организации. На слушаниях как магическое заклинание звучал призыв «подходить к проблеме подземного строительства комплексно» - на этом настаивали все выступающие.
«В проект надо вкладывать не только деньги, но и интеллект»
«Центр Петербурга — это моренный слой, при этом толщина рыхлых отложений в центре города составляет около 50 метров. А строить можно только в толще коренных пород — в кембрийских глинах, но до них еще надо добраться, и для этого необходимо использовать достаточно дорогостоящие технологии», - высказал свою точку зрения Рашид Мангушев, заведующий кафедрой геотехники Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. По его словам, при строительстве домов на улице Кораблестроителей пришлось использовать 32-метровые сваи, но и в этом случае дома дали очень серьезную осадку.
Осложняет подземное строительство и то, что «петербургские» моренные отложения очень специфичны и при любых динамических воздействиях с легкостью меняют свои характеристики. «Поэтому без кропотливых предварительных исследований нельзя применять никакую, даже зарекомендовавшую себя самым лучшим образом методику», - предупредил Рашид Мангушев и привел в пример печально знаменитый «Невский палас». «Там работала замечательная немецкая фирма «Бауэр», очень хорошая, кстати, фирма. И методику они использовали, в общем-то, правильную — вибросекущие сваи. Вот только в условиях наших грунтов этот способ не оправдал себя — сваи сработали как гигантские бетономешалки, и грунт пополз. Итог — пять домов потеряно», - рассказал Мангушев. По его мнению, каждый грунт индивидуален «как человек», и перед тем как разрабатывать проект, надо провести «миллион исследований, чтоб выбрать правильное решение».
Впрочем, по словам Владимира Улицкого, заведующего кафедрой оснований и фундаментов Петербургского государственного университета путей сообщения, за последние 25 лет на развитие научных исследований в области геотехники из государственного бюджета не было выделено «ни копейки». «Получается парадокс — мы собираемся заниматься подземным строительством, не имея своей науки. Это немыслимо — развивать сложнейшую отрасль наобум», - констатировал он. По словам Владимира Улицкого, геотехника в Петербурге держится, главным образом, на специалистах старой школы. «В городе есть несколько интеллектуально продвинутых фирм — например, «Геоизол», а также - «Геореконструкция». Мы создали ее на базе бывших «Промстройпроекта» и «Фундаментпроекта» - мы собрали оттуда самых умных, самых интеллигентных людей. Но это всё — больше нет никого». «Парадоксально - «Фундаментпроект» был создан в 1944 году, в войну понимали значимость науки, а в мирное время она оказалась не нужна - «Фундаментпроект» тихо исчез, был расформирован за ненадобностью», - добавляет профессор.
Впрочем, некоторая, пусть и своеобразная, исследовательская работа в городе все-таки проводится — на месте снесенных домов по Зоологическому переулку компания «Геоизол» создала экспериментальный котлован по отработке технологий подземного строительства, в будущем здесь предполагается построить паркинг. Еще одна опытная площадка создана на месте будущей второй сцены «Мариинки» (после предыдущего неудачного опыта создания котлована). Но, как отмечает Рашид Мангушев, эксперимент проводится только по созданию малых котлованов, опыта больших — а именно они и необходимы при строительстве запланированных подземных комплексов — в городе нет. «Проект может быть реализован только в том случае, если в него вложен интеллект. Только при этом условии он будет реализован», - считает Владимир Улицкий.
Нет не только денег, но и документов
Помимо отсутствия финансирования, не существует и никакой технической документации по подземным работам. «Мы работаем еще по советским СНИПам, но они не подразумевают подземных работ, и уж тем более не учитывают особенность петербургских грунтов, - рассказывает Рашид Мангушев. - Мы обращались в Стройкомитет, у них один ответ «Работайте по технологиям, всё будет в порядке». По каким технологиям работать, если их нет?». По словам Владимира Улицкого, на кафедре оснований и фундаментов были разработаны на общественных началах нормативы для подземного строительства, но они на сегодня пока не востребованы. При этом в Москве, как отмечают ученые, технический регламент подземных работ уже давно создан и утвержден.
Отсутствует не только техническая документация, но и законодательная база. Подземное строительство связано сразу с несколькими областями права — гражданского, земельного, хозяйственного и градостроительного, но никаких юридических норм для подземного строительства не существует. Не определен и правовой механизм межевания подземных территорий — особенно в том случае, если они находятся под земельными территориями общего пользования. «Есть и еще одна тонкость, - отмечает Надежда Герр, начальник судебно-правового отдела Комитета по строительству. - Все работы, которые проводятся на глубине, превышающей 5 метров, относятся к недропользованию. А это уже — совсем другая юридическая область». По ее мнению, вопросы межевания подземных территорий «будут решаться ровно столько же, сколько и земельных участков, если не больше».
По мнению Рашида Мангушева, необходима тщательная разработка строительной документации на проведение подземного строительства — компания-застройщик должна провести тщательное обследование окрестных зданий, оценить их, застраховать, и, в случае нанесения застройке ущерба, возместить убытки. Подобной практики на сегодняшний день в Петербурге также нет.
Строить под землей можно...
«Подземное строительство вполне возможно, но только при условии комплексного подхода, - высказал свою точку зрения Евгений Козин, начальник службы тоннельных сооружений Петербургского метрополитена. - Под комплексным подходом я понимаю — изучение причин дефектов, возникающих в процессе работ, разработку нормативной базы, финансирование работ — потому что иначе даже самый грамотный проект не воплотить в жизнь — и подготовку кадров соответствующей квалификации». При этом самая большая проблема — это кадровая, тут же отмечает Евгений Козин, но никаких идей по ее решению не предлагает.
Положительный опыт создания подземных пространств в Петербурге все-таки существует - подземный торговый комплекс на Комендантском. Расчеты и теоретические разработки по этому проекту проводила «Геореконструкция», проект был выполнен компанией «Геоизол». На сегодня это — единственный пример успешного подземного строительства в нашем городе. Правда, как добавляет Рашид Мангушев, расстояние до ближайших домов там — около 100 метров, и эти дома стоят на прочных и не поврежденных сваях. «В центре города старые дома были поставлены на деревянные сваи, а под ними находятся деревянные лежни, - поясняет Рашид Мангушев. - Но за триста лет уровень грунтовых вод понизился на полтора метра. Теперь при отрыве котлована сваи раскрываются и начинают гнить, в результате дома перекашиваются». Поэтому, с точки зрения науки, опыт Комендантского на центр города переносить нельзя.
Опыт «метрополитеновцев» тоже не слишком переносится на строительство подземных пространств. Все примеры, которые привел Евгений Козин, - это создание наземных комплексов поблизости от станций или тоннелей метро. Тем не менее, возможно, имеет смысл взять на вооружение схему взаимодействия с застройщиками — по словам Евгения Козина, с инвестором, желающим построить что-либо вблизи от сооружений метрополитена, заключается очень жесткий договор, проводится мониторинг в процессе строительства и в период первого года после окончания строительных работ. При малейших нарушениях договор расторгается. Но даже такая практика помогает не всегда — во время прокладки Митрофаньевского шоссе от вибрации появились трещины на здании Балтийского вокзала (станция метро «Балтийская»), а при рытье котлована для РАО ВСМ — получило деформацию здание Московского вокзала (станция метро «Площадь Восстания»).
А нужно ли строить?
По мнению Владимира Улицкого, ориентирующегося на опыт европейских городов, развивать подземное строительство в центре Санкт-Петербурга можно и нужно. Рашид Мангушев более осторожен. «Надо очень тщательно просчитывать все риски и все расходы. Подземное строительство в центре города потребует усиления фундаментов старых домов, а это — огромные затраты, которые зачастую попросту не окупятся». «Может быть, разумнее создавать подземные пространства на окраинах города — там, где толщина моренных отложений составляет 10 метров?» - спрашивает он.
В какой-то степени Владимир Улицкий согласен со своим коллегой, поскольку любые подземные работы неизбежно парализуют любое транспортное движение — и не на месяц-другой, а на полтора-два года. «Мы получим дополнительные пробки в центре, который и так задыхается от транспорта», - предсказывает он.
По мнению Евгения Козина, при нынешнем уровне развития технологий и нормативной базы подземного строительства в центральной части города лучше с подземными пространствами не экспериментировать. «Лучше всего создать опытную площадку где-нибудь на Северо-Западе, в районе Поклонной горы. И уже на примере строительства развязки — она все равно там запланирована — отработать и технологии, и нормативную базу», - посоветовал он.
Напомним, по принятому Закону «О внесении изменений в Закон СПб «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Петербурга» планируется широкое освоение подземного пространства в городской застройке - строительство подземных многофункциональных комплексов, в частности: на площади Восстания; на Сенной площади; на площади у Балтийского вокзала; на площади у Финляндского вокзала; на Манежной площади; в районе Ладожского вокзала; в районе станции метро «Черная речка»; на площади Труда; в зоне Апраксина двора; на площади у учреждения культуры «Дворец культуры имени Ленсовета».
Кира Обухова,
Фонтанка.ру