"Тамбовского" преступного сообщества в Петербурге давно уже как класса нет, но его ряды несут очередные потери. Двое мужчин, найденных 13 июня застреленными в Невской Дубровке, в свое время причислялись именно к этому клану бандитского мира. Уже сейчас, как уверяют эксперты, ясно, что имело место одно убийство и одно самоубийство — и они связаны между собой.
"Тамбовского" преступного сообщества в Петербурге давно уже как класса нет, но его ряды несут очередные потери. Двое мужчин, найденных 13 июня застреленными в Невской Дубровке, в свое время причислялись именно к этому клану бандитского мира. В причинах произошедшего еще предстоит разобраться сотрудникам милиции. Однако уже сейчас ясно, что имело место одно убийство и одно самоубийство — и они связаны между собой.
В пятницу, 13-го, около 14 часов в правоохранительные органы Всеволожского района поступило сообщение о том, что у дома 4 по Невской улице в поселке Невская Дубровка в своем "Мерседесе" со следами двух выстрелов в грудь был обнаружен 45-летний мужчина.
Через полчаса все в том же поселке Невская Дубровка, но уже на Набережной улице у дома 1, в «девятке» было обнаружено тело еще одного мужчины с огнестрельным ранением в голову. Оружие было использовано одно и то же, - показала экспертиза. Согласно основной версии, причиной смерти во втором случае стало самоубийство. Жители близлежащих домов слышали крики о том, что «еще раз он в тюрьму не хочет».
Первый погибший оказался личностью достаточно известной и в правоохранительных органах Петербурга, и среди бизнесменов Всеволожского района. 45-летний Геннадий Урбан был ранее неоднократно судим, и, как говорят, называл себя смотрящим по району. Как неоднократно хвастался сам «авторитет», ему платили дань большинство мелких и средней руки предпринимателей района. Второй погибший — также судимый 37-летний Александр Бойцов.
Обоих в свое время сотрудники милиции причисляли к так называемому «тамбовскому преступному сообществу». Считалось, что они входят в группу «Химика» - Василия Химичева. Тот, в свою очередь, находился в подчинении небезызвестного Михаила Глущенко по кличке «Хохол». Его вот уже многие годы хотят видеть на родине сотрудники питерского ФСБ.
В свое время Геннадий Урбан был задержан по обвинению в похищении и вымогательстве. 2 июня 1997 года в 15 часов в РУОП по Санкт-Петербургу и области обратился мужчина, который сообщил, что неделей ранее у дома 4 по улице Партизанской четверо неизвестных насильно посадили его в джип "Шевроле" и привезли в незнакомую квартиру. Там его избили и, под угрозой применения пыток и убийства, потребовали передачи 30 тысяч долларов. Получив деньги, бизнесмена вернули домой, забрав у предпринимателя 18 миллионов рублей. Еще одна встреча была назначена 2 июня в 18 часов у дома 27 по проспекту Ударников. Там он должен был передать еще 20 миллионов рублей.
Потерпевший прибыл на встречу не с миллионами, а с оперативниками. Все четверо обидчиков были задержаны — они оказались активными членами так называемого «тамбовского» ОПС. Среди подозреваемых оказались Геннадий Урбан и Яков Клименко. Тот, как поговаривают, и познакомил Урбана с Бойцовым. Последний до встречи также не считался ангелом, и долгое время подозревался сотрудниками в совершении тяжких преступлений, осуществленных не только на территории Петербурга, но и в Карелии.
Василий Химичев, считавшийся милиционерами главой группы, в которую входили Урбан и Бойцов, чуть более года назад в аэропорту «Внуково» при посадке рейса на Одессу был остановлен сотрудниками МВД. После непродолжительной перепалки оперативники вынудили его показать содержимое карманов и обнаружили паспорт на имя Михаила Глущенко. Сам Глущенко официально не находится в розыске, но благодаря грамотно инспирированному информационному мнению, уже давно таким считался.
Относительно найденного паспорта Химичев пояснил, что неизвестный мужчина возле аэропорта попросил передать документ в Одессу. Разумеется, как человек тактичный, он его даже не раскрывал. Документ тут же изъяли. Зимой 2007 года заместитель начальника паспортной службы Выборгского района Санкт-Петербурга Ольга Евсеева была обвинена в превышении должностных полномочий. Якобы она способствовала выдаче того самого паспорта на имя Михаила Глущенко.
Михаил Глущенко, который вот уже несколько лет находится вне пределов России, с начала 90-х годов приковывает к себе пристальное внимание правоохранительных органов. Согласно официальной биографии, в 1995 году он был избран депутатом Госдумы РФ по Ленинградскому областному региональному списку ЛДПР, и являлся членом фракции ЛДПР в Госдуме РФ. Однако до получения думского мандата Михаил Иванович успел получить срок за изнасилование, пройти курс принудительного обследования в психиатрической больнице, принять участие не в одной криминальной разборке, дважды быть задержанным за незаконное хранение оружия, получить устойчивую репутацию одного из лидеров «тамбовских», стать объектом покушения, оформиться в качестве «советника Жириновского по Санкт-Петербургу» и лишь после этого получить депутатские «корочки».
По истечении депутатских полномочий Михаил Иванович предпринял несколько попыток сохранить свой депутатский статус, однако с треском проиграл несколько выборных кампаний подряд. С этого момента Глущенко занимал почетную должность вице-президента Ассоциации бокса, которая была создана под него «Северо-Западной мазутной компанией». Кроме того, его авторитет подкрепляла слава чуть ли не лидера силового блока "тамбовских".
Глущенко приписывали связи с группировкой Владимира Беляева (он же Боб Кемеровский, в декабре 2003 года осужден на 21 год лишения свободы), а также с так называемой «группой Игоря Сбитнева». Участники последней обвинялись в совершении ряда преступлений, включая покушение на убийство Михаила Ошерова (в том же декабре 2003 года Игорь Сбитнев оправдан судом в связи с «непричастностью к преступлениям»).
По странному стечению обстоятельств, вскоре после задержания Сбитнева Михаил Глущенко покинул территорию России и осел в Европе, где, по слухам, открыл казино на паях с таким же добровольным изгнанником, ныне уже покойным Михаилом Монастырским.
Что же касается Василия Химичева, то оперативная база УБОПа также полна воспоминаний о нем. Химичев ярко проявил себя с конца восьмидесятых, а с 1990 года он часто упоминался в правоохранительных органах как «куратор» нелегального бизнеса в гостинице «Москва» и как представитель «тамбовской» бригады. В начале 90-х Химичев был осужден за вымогательство.
В конце 90-х сотрудники ГУВД отрабатывали Химичева и его связи на причастность к убийству в Петроградском районе жителя Санкт-Петербурга Симонова, совершенному в 1996 году. Сам Химичев никогда не отрицал своих отношений с Глущенко.
Алена Жданова,
Фонтанка.ру