С 1 июля вступают в силу очередные поправки в Кодекс об административных правонарушениях, принятые в конце прошлого года. На этот раз они разрешают с середины лета садиться за руль при содержании алкоголя в крови 0,3 промилле. То есть, махнув за час до езды рюмку водки, бокал вина или бутылку пива. Эти поправки вызвали как среди автомобилистов, так и среди общественных организаций оживленные дискуссии, ведь не секрет, что больше быстрой езды русские любят быструю езду под градусом.
Ранее в Административном кодексе было выведено и понятие «состояние опьянения», под которым подразумевалось «наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 мг на один литр выдыхаемого воздуха, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ».
Достаточно долго нашим законодателям не удавалось прийти к согласию по поводу планки, выше которой водитель считается пьяным, а соответственно, и опасным участником движения. И это несмотря на то, что еще в советское время наша страна ратифицировала Международную Венскую конвенцию о дорожном движении, которая обязывала все страны, ее подписавшие, иметь в своем законодательстве подобную норму.
Поэтому было принято Соломоново решение - норму установили в 0, 3 промилле, что является средним от всех аналогичных норм, ранее установленных в странах Европы. Так, в Швеции допустимый уровень - 0,2 промилле, в Бельгии, Германии, Швейцарии - 0,5 промилле, а во Франции — 0,8.
Автомобилисты, узнав об «алкогольных» нововведениях в кодекс, разделились на несколько лагерей. Сразу появились многие «сомневающиеся», которые стали проповедовать идею о том, что «пьяных» аварий станет больше. Главным аргументом для этого мнения почему-то стало философско-риторическое «все русские любят водку, и им только разреши». Некоторые втихую затарили ящиками пива багажники своего «железного коня». Знающие лишь усмехнулись.
Нововведения прокомментировал «Фонтанке» руководитель петербургского отделения общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов:
- На самом деле установленная норма даже меньше, чем фактически было раньше. До 1 июля определение состояния опьянения исходило из наличия у водителя клинических признаков: когда человека покачивает при ходьбе, когда он неустойчив в позе Ромберга (положение стоя со сдвинутыми ногами, с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками), не способен дотронуться пальцем до носа, у него наличествует несвязная речь. И лишь потом медики или сотрудники ГИБДД могут просить его «подышать» в трубочку.
В это же самое время во всех учебниках по наркологии 0,3 — 0,5 промилле считались пограничной зоной, после которой может уже наступить опьянение. Что такое 0,3 промилле алкоголя в переводе на бокалы и рюмки - это у каждого по-своему. Я проводил эксперимент на себе. Для меня это 0, 33 литра светлого пива под хорошую еду. Введение нормы, я считаю, добавляет больше определенности, уточняет правила игры. Единственный конфликт, который может возникнуть у автомобилиста с инспектором — это из-за того, в чем именно последний будет мерить степень опьянения.
Дело в том, что в КоАПе норма установлена в миллиграммах — 0, 15 миллиграммов на литр выдыхаемого воздуха. И, скорее всего, все оборудование, которое будут использовать сотрудники ГИБДД, будет приведено в соответствие с кодексом. В регламенте поведения сотрудников дорожной милиции, мы, кстати, добились внесения пункта о необходимости таких приборов определения степени опьянения, которые бы сразу же выдавали данные на бумажном носителе. Этот листок, в свою очередь, должно было бы прикреплять к протоколу.
Как выяснила «Фонтанка», еще одним спорным моментом в отношениях между дорожной милицией и автомобилистами может стать тот факт, что с 1 июля 2008 года изменяются и правила освидетельствования. Теперь определять степень опьянения участников движения будут не только в органах здравоохранения, но и на месте, так как такое право получили и сотрудники ГАИ. Для этого им выдадут новые алкотестеры, оснащенные минипринтерами и функцией памяти. И тут также возникает проблема. Уже техническая. Дело в том, что алкотестеры, как и другие приборы, могут работать с погрешностями. Так, проведенное в Германии исследование показало, что погрешность "трубочек" порой составляет до 0,3 промилле по сравнению с анализом крови. Погрешность российских аппаратов — порядка 10%.
Пешеходы в своем большинстве также не слишком положительно относятся к нововведениям, в то время, как главные «зачинщики» поправок — ГИБДД — опираясь на статистику, говорят о положительной тенденции в связи с разного рода ужесточениями. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе УГИБДД по Петербургу и области, с нового года инспекторами управления было задержано и привлечено к ответственности за нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения не значительно, но меньше, чем за аналогичный период прошлого года: 6 257 водителей против 6 404. После введения наказания в виде лишения прав еще за ряд нарушений в Петербурге и области это право «заслужили» в два раза больше автомобилистов, чем в прошлом году - 15 426 автомобилистов (2007 - 7016). На срок до 15 суток с начала года по решению суда за правонарушения, в том числе и отказ от медицинского освидетельствования, были осуждены 1007 человек.
Так что ГИБДД предостерегает всех участников дорожного движения от скоропалительных выводов. Первые результаты действия новых поправок все расставят по местам.
Татьяна Востроилова
Фонтанка. ру
P.S.: В связи с установлением нормы наличия алкоголя в крови многие задумались над тем, а сколько нужно выпить конкретному, а не абстрактному человеку, чтобы потом иметь возможность без последствий сесть за руль. Наши коллеги из «Известий» даже провели эксперимент на себе. Вы можете ознакомиться с его результатом.
Поделиться