Муниципалы в очередной раз решили «ткнуть носом» своих старших товарищей из Законодательного собрания. Депутаты из МО «Автово» нашли еще один городской закон, некоторые положения которого противоречат городскому закону и пожаловались в Уставный суд. Как признался автор документа, прикладного характера его запрос не имеет и практической пользы принести не может. Просто ему очень хочется, чтобы депутаты ЗакСа внимательнее относились к своей работе, за которую получают гораздо больше денег, чем их младшие собратья.
Очередную запятую обнаружили даже не депутаты МО «Автово», которые направили запрос в Уставный суд, а глава местной администрации Игорь Рулев. Он увидел, что в законе Петербурга «О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга», написано, что после их принятия в окончательном «третьем» чтении, документы должны быть подписаны (или заветированы) губернатором в течение 14 дней с момента направления ей их из ЗакСа. А в Уставе города говорится, что судьба принятых законопроектов решается губернатором в течение 14 дней с момента их поступления в Смольный. Вот так и выясняется, что городской закон противоречит «городской конституции».
Как признается сам Рулев, его запрос в УС — не более чем просто придирка: «На практике депутаты и губернатор все равно руководствуются Уставом города. И это правильно. Я не помню, чтобы из-за этого противоречия случилась хоть одна спорная ситуация. Но тут — дело принципа. Мне как гражданину хочется, чтобы депутаты относились серьезнее к законотворческой деятельности».
В ЗакСе по этому поводу уже заволновались. Хотя сам запрос в УС появился в марте, рассматривать его начали только сейчас, в середине июня. За это время депутаты ЗакСа уже разработали и приняли целый законопроект, который должен урегулировать недоразумения. 11 июля его уже успели принять в «третьем» чтении и уже направили губернатору. Когда он поступил в Смольный, неизвестно. Но, если руководствоваться оспариваемым в УС законом, то подписан или заветирован главой города он должен быть не позднее 25 июня. Если Уставом — то с учетом времени, за которое документ преодолел путь с Исаакиевской до площади Пролетарской Диктатуры. Игорь Рулев предположил, что скорее всего документ вступит в силу раньше 10 июля, когда должно состояться второе заседание УС по его запросу. Но автор при этом уверен, что, если бы он ни проявил инициативу, то депутаты даже не вспомнили бы о своей профессиональной ошибке.
Напомним, что муниципалы уже не первый раз указывают депутатам ЗакСа на недобросовестную работу. В конце мая этого года УС уже выносил решение по запросу депутатов МО №38 и указал городским парламентариям на то, что они неправильно принимают законы. Суд признал не соответствующей Уставу города норму закона об организации местного самоуправления в Петербурге только потому, что в свое время в рамках «третьего» чтения документа была принята поправка, серьезно дополняющая документ. В то время как при голосовании законопроектов «в целом» можно лишь устранять внутренние противоречия проекта закона или его несоответствия законодательству.
А в феврале текущего года муниципалы из «Автово» пытались разобраться, как они должны действовать, если хотят внести свой законопроект в ЗакС. В городском законе о местном самоуправлении от 7 июня 2005 года ясно сказано, что муниципальные образования могут проявить инициативу. Порядок реализации этого права определяется законом Петербурга — а вот каким, не уточняется. В то же время Устав города утверждает, что право законодательной инициативы осуществляется в порядке, установленном регламентом заседаний ЗакСа. Вот и попросил муниципалитет Уставный суд разъяснить, не противоречат ли нормы закона Петербурга об МСУ городскому уставу. Тогда УС сделал вывод, что закон Уставу не противоречит. А заодно и разъяснил муниципалам на восьми страницах, почему. А также, что им нужно делать, если они хотят внести в парламент законопроект. Хотя на самом деле, если бы парламентарии четко прописывали все нюансы этого процесса, в УС обращаться не пришлось бы.
К слову, чаще всего «вылавливанием блох» в нашем городском законотворческом процессе занимается горпрокуратура. До последнего времени едва ли не на каждом заседании ЗакСа рассматривались протесты и представления надзорного органа на принятые депутатами документы, в которых постоянно наблюдались нестыковки и противоречия. Видимо, прокуратуре это надоело и ведомство «выбило» для себя право самостоятельно проводить проекты законов в ЗакСе, чтобы не упрашивать депутатов совершать нехитрые действия для исправления собственных ошибок, а самим писать документы и вносить их на рассмотрение.
Александра Медведева
Фонтанка.ру
Поделиться