Есть вещи, о которых в «новой сильной России» говорить не только нужно, но и как-то даже принято; есть темы, которые всячески приветствуются, а есть такие, о которых лучше и не заикаться. «Низззя!» – как говорил широко известный в своё время герой Вячеслава Полунина Асисяй. Например: менты бывают плохие и хорошие; об этом можно. Меня вчера на переходе чуть не задавил «Мерседес» S-500 с флагом РФ на лобовом стекле и надписью поверх этого флага: «Отдел по борьбе с коррупцией» – писать о том, что с коррупцией можно было бы бороться, разъезжая и на ВАЗ-2105 – не принято.
А мне вдруг захотелось поговорить о толерантности. Точнее, о программе с таким вот красивым названием. Согласно официальным сообщениям, на реализацию программы «Толерантность» в 2008 году петербургские власти направят 78 млн. рублей, а в 2007 году на реализацию этой программы затрачено 54 млн. рублей. Согласитесь, интригует – на что же тратятся (и будут тратиться) миллионы? Например, на «реализацию системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге». Вот как интересно: тут в свои права вступает особый чиновничий «птичий язык»: вроде и говорят по-русски, ан всё одно ничего не понятно. Вот что такое «реализация системы мероприятий», кто-нибудь знает? И что это за «сферы, связанные с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями»?
Относится ли к «межэтнической сфере» маршрутка с таджиком за рулём, парой студентов из Зимбабве и китайцем-абитуриентом на борту? И как, например, «внедрить разработанные эффективные технологии формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения» в упомянутой маршрутке или во время торга с продавцом-азербайджанцем на Сенном рынке?
Не волнуйтесь, уважаемый читатель, за это отвечает Раздел 4 программы «Толерантность»: содействие национально-культурному взаимодействию в петербургском сообществе. А чтобы вы не сомневались в действенности этого пункта (как, впрочем, и всех остальных), я спешу поделиться с вами радостью: «в целях решения управленческих задач по обеспечению эффективной реализации программы «Толерантность» была введена система ответственных представителей всех органов власти, задействованных в реализации программы. Среди ответственных представителей отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга два заместителя председателя Комитетов, один начальник управления, четыре начальника отделов, четыре главных специалиста и один ведущий специалист. Среди ответственных представителей администраций районов города шесть заместителей глав администраций районов, одиннадцать руководителей отделов или секторов, один главный специалист». И все эти недюжинные усилия столь авторитетных людей всего за 78 млн. рублей – сущие копейки, согласитесь.
Не могу отказать читателю в удовольствии и не процитировать всё тот же отчёт, подготовленный Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга, Комитетом по информатизации и связи и СПбГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», в котором говорится, что мероприятия упомянутого раздела 4 являются «наиболее понятными и привлекательными к исполнению». Мне лично особенно понравился пункт 4.5 – «Проведение в рамках городских и международных фестивалей и выставок мероприятий, направленных на распространение и укрепление культуры мира в Санкт-Петербурге». Как будто не было у нас никогда международных музыкальных, театральных, кинематографических и фольклорных фестивалей или выставок! Более того, скажу уж откровенную крамолу: ни на хоровых, ни на музыкальных фестивалях, ни на выставках (а за время реализации пресловутой программы я их посетил немало!) ни разу не заметил я в их рамках «мероприятий, направленных на распространение и укрепление культуры мира».
По сути дела, любой фестиваль, любое культурное мероприятие – это и есть «конструктивный опыт формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии и воспитания культуры мира». Я даже дерзну заявить следующее: жители нашего города вполне толерантны. Да, могут в сердцах обложить по матушке водителя маршрутки, три слова говорящего по-русски и только что чуть не влетевшего на полной скорости в трамвай. Однако у нас никто кровную месть за пострадавших в авариях маршруток с иностранцами за рулём не объявляет; на рынках продавцам, простите, морды не бьют – хотя всем понятно, что субъект в кепочке, активно кричащий: «Пакупи корьтошко! Харошэ! Нящ, из Воласав!» - скорее всего, не только не знает, где находится Волосово, но и как эту картошку копают. А вот если вы сядете на машину и доедете до Волосово, то вы не только купите прекрасную картошку на порядок дешевле, чем на рынке, но и узнаете, что станет с вами, вашим урожаем и вашей машиной, если вы рискнёте отправиться в город для того, чтобы продать картошку «по ценам производителя». Проблема эта не нова, пишут о ней много, пресловутой толерантности она ну никак не способствует – но зато способствует стабилизации семейного бюджета других чиновников, «толерантностью» не озадаченных.
Возьму на себя смелость утверждать и другое: чиновничье болото легко и непринуждённо может поглотить и 78, и 378 миллионов рублей – но дебильных «русских» отморозков с бритыми головами и ножом в кармане это всё равно не остановит. Ибо вся эта программа «толерантность» составлена из пустых и звонких, как медный тазик, словоблудных деклараций и заумных формулировок по поводу «проведённых мероприятий». Ведь в конечном итоге только общая культура общества, каждого индивидуума – есть первый и единственный залог пресловутой толерантности. А когда активно оболваниваемое общество возглавлено стайкой – скажем прямо! – не всегда шибко культурных людей, тогда и возникает бюрократический треск о «внимании в работе с молодежью», «мониторинге действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии» и «укреплении в городе толерантной среды в национальных отношениях».
Как говорил Блаженный Августин, Audiatur et altera pars – иными словами, опять скажем немножко того, о чём «низзя»: толерантность – это, как сказал бы Киса Воробьянинов, «есть продукт при полном непротивлении сторон». Нет смысла замалчивать тот факт, что многие «межэтнические» конфликты частенько являются следствием вызывающего, хамского, агрессивного и оскорбительного по отношению к местному населению поведения приезжих из бывших республик СССР. Бесспорно, мы должны с интересом, вниманием и пониманием относиться к различным этносам – но только в том случае, если мы этого хотим. Я немало лет прожил в разных странах за границей и всегда помнил не вчера и не сегодня выдуманную поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не лезут». И вот почему во всех планах программы «толерантность», во всех её «разработках методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений» об этом нет ни слова, мне совершенно непонятно.
Если уж так не хочется принимать во внимание вышесказанное, можно бы было обратиться к опыту зарубежных стран: толерантные немцы в благополучные времена навезли к себе турецких гастарбайтеров (то есть, дешёвую рабочую силу) десятками, если не сотнями тысяч. И всё было «толерантненько» – до спада в германской экономике. А затем турок, предлагавших свои услуги по демпинговым ценам, стали просто (по выражению В. Путина) «мочить»; заполыхали турецкие общежития и кварталы. Во Франции произошло другое: там многочисленные темнокожие выходцы из Алжира и других бывших французских колоний принялись «мочить» магазины и офисы, поджигать машины: вот дай им все социальные пособия, на которые Франция была так щедра в 60-90-е годы прошлого века – и плевать они хотели на экономические реалии.
Ни для кого не секрет, что большинство процентов строительных и других рабочих в Питере – это гастарбайтеры из южных республик бывшего СССР. Они трудятся от зари до зари, живут в скотских условиях, погибших и умерших частенько просто закатывают в бетон новых «элитных домов». Учёта «нелегалов» нет, с представителями УФМС строительные фирмы улаживают всё полюбовно: борьба с коррупцией – это отдельная статья, борцам некогда – они аудиосистемы в свои «Мерседесы» монтируют. Тем не менее, нечеловеческие условия проживания и работы гастарбайтеров, презрительное насмешливо-наплевательское отношение к ним как работодателей, так и власть имущих вкупе с простыми гражданами – это бомба замедленного действия. Критическая масса пока накапливается – но чем дольше она копится, тем страшнее будет взрыв: по толерантным гражданам ударят те, кому терять уже решительно нечего. Казалось бы, об этом надо подумать – но в планах у программы «толерантность» лишь «проведение запланированных мероприятий и выработка критериев оценки их эффективности».
Во времена бурной комсомольской молодости нынешних борцов с ксенофобией и экстремизмом бытовала такая шутка: достаточно «возглавить и организовать» любое хорошее начинание, чтобы немедленно сгубить его на корню. К толерантности подошли нехило: программа «реализуется совместными усилиями 12 отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, 18 администраций районов Санкт-Петербурга, представительств федеральных органов власти, силовых структур с привлечением в установленном порядке органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, расположенных в Санкт-Петербурге научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений» и т. д. Понятно, что после такой серьёзной организации «укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека» мгновенно превращается в миф, в бюрократическую «воду», в насмешку. Чего стоит только раздел 5: «Поддержание межконфессионального мира и согласия в Санкт-Петербурге». Вот хоть убейте – не припомню, чтобы в Питере православные восставали против мусульман, приверженцы иудаизма устраивали кровавую бойню буддистам, а католики объявляли войну баптистам. «Слова, слова, слова»…
Примечание: автор будет счастлив, если все кураторы программы «толерантность» воспримут эту публикацию, как составную часть «раздела три» данной программы («Развитие толерантной среды Санкт-Петербурга средствами массовой информации») и отсчитают бедному журналисту ничтожную кроху от своих 78 миллионов.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру
Толерантность, то ли…
Кирилл Веселаго
24 июня 2008, 19:48
428