Полигон токсичных отходов «Красный бор» не работает почти два месяца. Причиной тому стала нерасторопность московских чиновников. Действовавшая до этого лицензия закончилась, а новую Ростехнадзор выдавать не торопится. Ситуация критическая, ведь в Петербурге существует лишь один полигон токсичных отходов. Но о том, что это - проблема, похоже, знают только на самом полигоне.
«У нас истек срок действия лицензии 28 апреля. Мы не имеем права принимать отходы, сейчас складывается критическая ситуация в Ленинградской области и в Петербурге, так как у нас только одно такое место, куда можно свозить химические отходы. Многие предприятия встают. Но мы ждем, в начале июля все должно разрешиться. Мониторинг экологического состояния проводится постоянно, никаких превышений норм содержания вредных веществ не обнаружено», - заявили корреспонденту «Фонтанки» на полигоне. Оказалось, что с московскими чиновниками там уже бьются больше месяца, однако те выдавать новую лицензию не торопятся.
Надзирающие службы хранят олимпийское спокойствие. Как сообщили «Фонтанке» в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга, в чьем ведении находится поистине уникальный объект, рассмотрение лицензии на его деятельность затянулось, но в этом нет ничего страшного. Уже в самое ближайшее время все необходимые документы будут оформлены, и полигон возобновит свою деятельность. Также в комитете отметили, что директор полигона находится в постоянном контакте с Ростехнадзором, который и должен выдать лицензию, и уже ездил для оформления документов в Москву. Между тем, в Ростехнадзоре, как петербургском, так и московском, корреспонденту «Фонтанки» заявили, что не в курсе происходящего.
Исполняющая обязанности главы администрации Красноборского городского поселения Тосненского района (на территории которого находится полигон) Анна Гайворонская заявила: «Я слышала, что у полигона закончился срок лицензии, и пока лицензия не будет продлена, отходы на полигон ввозить не будут. После ЧП (недавний пожар — авт.) Комитет по природопользованию и охране окружающей среды Петербурга проводил экологические экспертизы на территории Красного Бора. Результаты по воздуху мы уже получили - все нормально, ждем результатов по состоянию почвы». Ведущий специалист отдела по ГО и ЧС администрации Тосненского района Александр Сюткин также считает, что поводов для экологической тревоги пока нет: «Экспертизу делали во время тушения пожара на полигоне. В выбросах опасных элементов продуктов горения не было». Куда в период простоя полигона деваются отходы производств, ни в одном ведомстве «Фонтанке» сказать не смогли. На химических производствах Петербурга нашего корреспондента заверили: никаких проблем с вывозом отходов там не испытывают. Оно и понятно: никто же не будет раскрывать «пароли и явки»...
Отметим, что подобные проблемы полигон испытывал и ранее. Это подтверждает и бывший директор «Красного бора» Владимир Молчанов: «Когда я работал на полигоне, он закрывался раза три — четыре и всегда открывался срочно, потому что мониторинг водного бассейна вокруг, в частности Мойки и Охты, показывал превышение норм содержания вредных веществ в десятки раз. Рыба кверху брюхом плавала. Эти данные из Москвы уже поступали. Тогда моментально открывали полигон, и больше недели он не был закрыт. Производства не закрываются, все работают месяцами, а куда отходы деваются? Промышленность, конечно, растет, но лет 15 назад полигон принимал до 100 тысяч тонн в год». Нынче же нас уверяют, что в «Багдаде все спокойно...».
Может, это и правда? По крайней мере, стоящие на страже экологической безопасности общественники тревогу не бьют. О проблемах на полигоне они узнали от корреспондента «Фонтанки». В Гринписе нам сообщили лишь, что «Красный бор» в настоящее время предпринимает попытки реконструкции полигона и строительства завода по переработке отходов. Но пока что завод не построен. Отходы сваливают в углубления в земле, что, естественно, влияет на окружающую среду. Например, в 2002 году в грунтовых водах были обнаружены высокие концентрации фенола и других вредных веществ.
Полигон «Красный бор» расположен в 30 километрах от Петербурга на земле лесного фонда (леса так называемой первой группы) и работает с 1970 года. После окончания строительства полигона земли не были переведены в нелесные, что вызвало затруднения при получении лицензии на недропользование. Подобной деятельностью, кроме «Красного бора», занимался еще полигон в Капитолове, но в настоящее время он закрыт.
Деятельность петербургского полигона поистине уникальна: он предназначен для захоронения токсичных отходов с 1 по 4 класс опасности. Любое ЧП на полигоне становится заметным для жителей города и области. Так, месяц назад, 24 мая, на полигоне (не в первый раз) загорелись бочки с мазутом, общая площадь возгорания составила 1 800 квадратных метров. Полностью ликвидировать пожар удалось лишь через сутки – 25 мая. Читатели «Фонтанки» присылали в редакцию фотографии черных клубов дыма над полигоном и жаловались на едкий запах, распространявшийся вокруг.
Фонтанка.ру
Поделиться