Проект воссоздания грандиозных статуй братьев-близнецов Диоскуров на здании бывшего немецкого посольства на Исаакиевской площади получил поддержку Россвязьохранкультуры. Группа скульпторов, художников и реставраторов уже несколько лет работает над идеей воссоздания на здании работы Петера Беренса семиметровых скульптур Эберхарда Энке. Они простояли на его крыше меньше года, и были уничтожены во время погрома посольства Германии в 1914-м году. В советское время в этом здании находился «Интурист», позже «Дрезднер банк». Петербургские реставраторы уверены, что настал момент восстановить его исторический облик (просуществовавший, правда, совсем недолго).
Как рассказал «Фонтанке» директор ООО «СтройТРЕСТ» Сергей Русских, объединивший вокруг себя творческую группу, поддержка восстановления скульптур идет от всех культурных ведомств. Предварительно одобрили идею в КГИОП, и даже готовили её к последнему магазину подарков. Видела макет губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Многие бизнесмены высказали готовность профинансировать начинание. Бюджет этого проекта, кстати, может оказаться довольно большим — авторы оценивают его в 170 миллионов рублей.
Есть фотографии старых скульптур, есть люди, которые могут их восстановить, есть предварительные модели. Вроде бы, есть и деньги. Не хватало до сих пор только одного — политической воли, для того чтобы его запустить. Скульпторы и реставраторы считают, что таким толчком и может стать поддержка со стороны Россвязьохранкультуры и главы её петербургского отделения Виталия Калинина. По данным «Фонтанки», вполне вероятно, что для реализации проекта будет создан попечительский фонд, который могут возглавить известные вышедшие из Петербурга федеральные политики и деятели культуры.
Петер Беренс, строивший в начале 20-го века здание немецкого посольства в Петербурге, и сам был ведущим мастером модерна, и ученики его, мягко говоря, люди в архитектурном мире не последние. Достаточно назвать Ле Корбузье или Миса Ван Дер Роэ — будущего «короля небоскребов». Кстати, именно молодой Ван Дер Роэ присматривал за реализацией в Петербурге проекта своего учителя. Масштабные скульптуры Энке были сделаны, судя по имеющимся архивным материалам, в Германии. В столицу Российской империи их, видимо, доставляли на судне, а уже здесь собирали из отдельных частей.
«Как-то я листал учебник архитектуры, и увидел на здании бывшего германского посольства большие скульптуры. Это практически последние в городе скульптуры такого масштаба, сделанные до революции», - рассказывает скульптор Олег Томин, один из инициаторов идеи их восстановления.
«Действительно, когда видишь это здание на Исаакиевской площади в первый раз, то кажется, что оно выпадает из общей канвы. Но когда я стал знакомиться с историей, то оказалось, что здание это, по сути дела, постамент для скульптур. Постамент большой — но и скульптуры большие», - соглашается с ним Сергей Русских.
Установленные на крыше немецкого посольства братья Диоскуры, один из которых отказался от своей божественности ради другого, символизировали воссоединение немецкой нации. Возможно, поэтому, во время начала первой мировой войны, они и стали одним из объектов атаки «патриотически настроенной толпы». По легенде статуи были разбиты и сброшены в Мойку. Однако, как утверждают реставраторы, никаких их фрагментов позже в реке найдено не было. Именно эта символическая подчеркнутая «немецкость» Диоскуров Энке и становилась главным препятствием на пути воссоздания скульптур в советское время. Однако теперь, как считают авторы проекта, и политический момент подоспел — Германия чуть ли не главный экономический партнер России в Европе.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Поделиться