Законопроект, который теоретически может позволить контролировать деятельность чиновников и влиять на кадровые перестановки среди руководителей отраслевых комитетов и глав районных администраций, разработал депутат ЗакСа Юрий Карпенко. Понизив их статус, или просто подняв дискуссию на эту тему, депутат надеется по-своему развернуть борьбу с коррупцией на городском уровне.
Побороть казнокрадство депутат ЗакСа планирует провокационным способом. Для этого он разработал законопроект, вносящий изменения в закон «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга» и в закон «О государственной гражданской службе». Суть документа проста: оставив губернатора и вице-губернаторов в статусе лиц «замещающих госдолжности», парламентарий предлагает перевести из такой же категории глав районов и руководителей комитетов в простые госслужащие. Если это удастся сделать, то чиновников этих категорий можно будет контролировать на каждом шагу, нанимать на работу по контракту и увольнять, просто его расторгая.
«Президент России Дмитрий Медведев объявил борьбу с коррупцией, но никто принципиально ей не занимался. Хотя у нас порой доходит до вопиющих фактов, когда чиновники, пользуясь бесконтрольностью и декларативностью этой борьбы, так нагло нарушают законодательство, что представить себе невозможно. Пора останавливать процессы, которые могут негативно сказаться на имидже нашего города. Меня возмущают некоторые ситуации, например, когда бывший председатель комитета по транспорту Александр Дацюк, если верить прессе, переходит на работу в «Пассажиравтотранс», где работает один из его сыновей. Получается, что папа уходит начальником к сыну в транспортную организацию. Это – фактически прямое нарушение федерального закона, который запрещает чиновнику, курирующему ту или иную отрасль, работать два года в этой сфере, не говоря о том, что прямо запрещены родственные связи на работе. Или, например, предыдущий председатель комитета по строительству Евгений Яцышин, уволившись из Смольного, ушел в строительный комплекс (ЛСР – авт.). И таких примеров можно привести много. С этим надо бороться», - отметил депутат, комментируя "Фонтанке" свой законопроект.
В пояснительной записке к документу Карпенко объясняет, что нужно сделать. Сейчас обозначенные им в законе группы чиновников относятся к категории лиц, замещающих госдолжности. И это – не просто плохо, а очень плохо, по его мнению, хотя разницу между просто госслужащим и вот таким «лицом», которое почему-то «замещает госдолжность», кроме юристов и чиновников, мало кто понимает. А разница проста. Госчиновники подпадают под контроль и ограничения, прописанные в федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а те самые «лица, замещающие...» - нет. А ограничения по документу более, чем серьезные. Помимо обязательного служебного контракта и регламента деятельности, они устанавливают следующие возможности:
- увольнение со службы по причине непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
- запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
- запрет на выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок;
- запрет на использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения;
- запрет на использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
- запрет на использование должностных полномочий в интересах политических партий и публичное выражение отношения к указанным партиям в качестве гражданского служащего;
- запрет в течение двух лет после увольнения со службы поступать на работу в коммерческие структуры в том случае, если отдельные функции управления этими структурами, организациями непосредственно входили в их должностные обязанности;
- запрет на замещение должности по достижении возраста 65 лет.
Депутат также объясняет, почему он планирует перевести в госслужащих только глав районов и руководителей комитетов. По словам Карпенко, парламентарии избираются каждые пять лет прямым голосованием жителями города. Губернатора, вице-губернаторов, судей Уставного суда Санкт-Петербурга, членов Петербургской избирательной комиссии, уполномоченного по правам человека, государственного секретаря Санкт-Петербурга утверждают и голосуют, в свою очередь, депутаты. «За» председателей территориальных избирательных комиссий голосуют члены избирательной комиссии. То есть во всех вышеперечисленных процедурах так или иначе доля воли народа присутствует. А вот глав районов и руководителей комитетов никто не выбирает, их просто назначают по своему усмотрению. И если тем же самым вице-губернаторам представители законодательной власти могут выразить недоверие, если они плохо работают, то руководители комитетов, будучи ниже рангом, фактически остаются не затронуты никаким общественным контролем. Даже высказать претензии к работе этой категории чиновников, кроме непосредственного руководства, никто не может. В то время как они принимают множество серьезных решений о развитии города, за которые должны нести персональную ответственность.
Документ пока не получил широкой огласки. И губернатор, так как находится в отпуске, своего мнения по поводу решения Карпенко внести серьезное изменение в штатные расписания своих подчиненных, не высказала. При этом способности парламентария одним махом понизить статус и «построить» роту чиновников из 31 председателя комитета и 19 глав районов Петербурга, даже во имя провозглашенной президентом борьбы с коррупцией, воспринимаются скептически.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру