Пока еще соседний регион — Ленинградская область — разрабатывает несколько перспективных проектов, которые так или иначе касаются интересов Петербурга. В будущем в области появятся, как минимум, две кольцевые автодороги, а Нева получит канал-дублер. Все проекты новых артерий - и водных, и сухопутных - пока находятся на стадии идей, однако бурное обсуждение и противостояние они уже получили.
Комитет по градостроительству и архитектуре Ленинградской области разработал перспективный план развития территории региона. В понедельник, 28 июля, на суд публики будут предложены два варианта канала-дублера Невы. Их представят на выставке, которая откроется в помещении комитета. В обоих случаях новый канал предполагается проложить по южным и восточным районам Ленобласти - через системы рек
Свирь, Волхов, Тигода и Луга, в границах Подпорожского, Сланцевского и Волосовского районов. Всего рассматривалось пять вариантов и, как подчеркнули в комитете по архитектуре и градостроительству, ни в одном из них "дублер Невы" не должен был проходить по территории Карельского перешейка. Все проекты разработаны РосНИПИ Урбанистики.
Но даже на стадии «идеи» перспектива появления канала-дублера вызывает вопросы и возражения. По мнению советника руководителя Северо-Западного пароходства Евгения Зубарева, инициатива абсолютно не обоснована с экономической точки зрения. «Не учтено мнение судоходных грузовых компаний. Не определено - насколько возрастет цена груза при перевозке этим путем. Да и вообще отсутствует какое-либо технико-экономическое обоснование проекта», - высказал он свое мнение о будущем транспортном пути нашему корреспонденту.
Пока проекта как такового не существует, поэтому Евгений Зубарев отказывается даже от приблизительной оценки его будущих судоходных возможностей. «Можно предположить, что протяженность его будет около 300 километров. Обязательно должны появиться несколько систем шлюзов - кстати, это повлечет за собой и увеличение длительности доставки грузов на три-четыре дня», - отмечает он. Не исключает Зубарев и то, что
проход по новому каналу, скорее всего, будет платным.
Правда, с точки зрения губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, хотя экономическая составляющая проекта и важна, но приоритет должен быть за экологическим фактором. «Нельзя перевозить нефть по реке, из которой "питается" многомиллионный город», - считает он. И не напрасно — многочисленные аварии с разливом нефтепродуктов лишь доказывают необходимость появления новой водной транспортной артерии.
Однако экологи тоже не в восторге от будущей «второй Невы». «Это плохая идея. Мы создаем дополнительный мощный сток из Ладожского озера в Финский залив, и это довольно опасно», - прокомментировал новый проект доцент СПбГУ, кандидат биологических наук, директор «Балтийского фонда защиты природы» Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Рустам Сагитов. По его словам, новые дополнительные стоки, а также интенсификация трафика судоходства могут привести к возникновению новых источников биологического загрязнения всего Ладожского бассейна и, в том
числе, Невы. И последствия такого вмешательства в природу, по его мнению, вполне могут оказаться необратимыми.
Кроме того, как подчеркивают ученые, любой подобный строительный проект всегда связан с серьезными изменениями водной системы. «Все реки обладают собственной уникальностью, а, объединив их в единую мощную систему, мы разрушим сложившуюся биосреду», - считает Рустам Сагитов. Впрочем, добавляет он, для того, чтобы оценить последствия строительства канала-дублера, надо вначале увидеть сам проект.
Напомним, идея создания судоходного канала, дублирующего Неву, возникла 10 лет назад. Авторы первого проекта — специалисты института водных путей сообщения - предполагали проложить канал по Карельскому перешейку: либо от Ладоги до Выборга по реке Вуоксе, либо от западного берега Ладоги до Сестрорецка - в этом случае часть канала должна была проходить по северным территориям Петербурга. Эти проекты вызвали
негативную реакцию общественности, обеспокоенной судьбой Карельского перешейка и возможностью утраты уникальных Лосевских порогов. Кроме того, на основании соглашения со странами Скандинавии, подписанного в 1996 году, Россия обязана согласовывать с северными соседями все работы, касающиеся Финского залива. Учитывая, как трепетно скандинавы относятся к экологии, сложно было даже предположить, на сколько мог затянуться процесс утверждения подобного проекта.
Сейчас Нева - единственный выход Волго-Балтийского канала в Финский залив. Суда проходят через нее только во время разведения мостов и только с лоцманом. Пропускная способность главной водной транспортной артерии Петербурга крайне ограничена и составляет 26-27 судов в сутки.
Впрочем, по мнению заместителя руководителя федеральной службы по надзору в сфере транспорта Михаила Суслина, в строительстве обходного канала - дублера Невы нет необходимости. «Максимальные возможности судоходства по Неве еще не использованы», - заявил он 30 июня на заседании Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга и совета Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, отвечая на
вопрос министра транспорта РФ Игоря Левитина о целесообразности строительства канала.
Новые автомобильные дороги вызывают меньше споров, однако их будущее тоже пока туманно. Как заявил сегодня на заседании Совета по морской деятельности председатель областного комитета по архитектуре и градостроительству Валерий Ким, на схеме территориального планирования отображены две кольцевые автодороги. О строительстве второй кольцевой разговоры велись неоднократно, к тому же проект КАД-2 уже представлен на рассмотрение в федеральное дорожное агентство. «Отреставрировав» трассу А-120 («бетонку»), область получит еще одно областное кольцо — КАД-3. Однако
напомним, что ранее шли разговоры и о четвертой кольцевой. Предполагалось, эта трасса пройдет через Кингисеппский, Волосовский, Ломоносовский, Тосненский,
Киришский и Лодейнопольский районы, а на севере вдоль нового водного
пути – «дублера Невы».
Несмотря на бурное обсуждение этих проектов, областное правительство не делает поспешных выводов и решений. Поскольку схема территориального планирования рассчитана на десятки лет, то и строительство новых автомобильных и водных транспортных путей пока представляется лишь некими идеями.
Кира Обухова,
Людмила Петрова,
Фонтанка.ру
Поделиться