Дом со львами, дом князя Лобанова-Ростовского (позже Дом военного министерства) на Исаакиевской площади уже в конце 2009 года станет известен под еще одним названием — отель Four Seasons. По крайней мере, инвесторы ("Тристар Инвестмент Холдингс") надеются, что подрядчики, известная строительная компания Strabag, успеют к этому времени. Договор с не менее известной мировой гостиничной сетью Four Seasons уже подписан — она будет оператором отеля. Ну, а пока строительные и реставрационные работы начала проверять комиссия управления Россвязьохранкультуры по Петебургу и Ленобласти. Результат пообещали обнародовать примерно через месяц.
По неофициальным данным, определенные нарушения, связанные с рабочей документацией, у строителей уже обнаружились. Но серьезных ошибок не найдено, в том числе и связанных с двумя беспокоящими горожан вопросами — разобранным во дворе флигелем и появлением мансардного этажа. И то, и другое, согласовано на федеральном уровне.
Возглавил комиссию заместитель главы управления Россвязьохранкультуры по Петербургу и Ленинградской области Александр Шухободский.
«Это внеплановая проверка. Был ряд публикаций, которые, ввиду огромной социальной важности здания и массы слухов вокруг него, заставили главу управления Виталия Калинина инициировать проверку. Какие-то из этих слухов имеют под собой основания, но большая часть - нет. О чем нам только не писали — даже о том, что здание дома Лобанова-Ростовского и Исаакиевского собора стоят на одной платформе, и вскоре обрушатся. Приходилось даже читать, что из Дома со львами украли львов — можете убедиться, львы на месте. Уверен, что недостаки мы найдем. Но люди, с моей точки зрения, делают хорошее дело для города. Здание стояло мертвое в центре города. Именно я давал в 2005 году добро на разработку концепции его приспособления под гостиницу. И, мне кажется, это правильно — а что еще в нем можно сделать? Посадить еще одну государственную бюрократическую организацию?», - прокомментировал проверку Александр Шухободский.
Заместитель Виталия Калинина отметил, что часто видит высказывания довольно известных людей, что Росссвязьохранкультура была не в курсе ситуации в Доме со львами. На самом деле это не так — Россвязьохранкультура в Москве согласовывала концепцию, эскизные решения проекта, а петербургское управление выдавало разрешения уже на конкретную рабочую документацию. За это время выдано уже около 10-ти разрешений на разные работы, и все они действительны.
«Мы полагаем, что какие-то недочеты, скорее всего, будут. Но я не видел ни одного крупного проекта, на котором не было бы недочетов», - заявил Шухободский.
По данным «Фонтанки», главные претензии, которые получил Strabag от комиссии, связаны с тем, что не все разрешения были получены на работы по перекрытиям (их уже активно начали менять). Кроме того, подрядчиков обяжут закрыть крышу (кровля с неё снята), чтобы здание не заливала вода. Однако главные вопросы, которые беспокоили ВООПИК, в Росохранкультуре посчитали решенными вполне корректно.
В том числе и разобранный флигель — согласно экспертизе мастерской Славиной, только первый его этаж принадлежал «руке» Монферрана. По мнению историков, одноэтажным он был неслучайно: расположенный на южной стороне квадратного двора, флигель таким образом не лишал солнечного света парадные помещения бельэтажа. Однако в 1829 году, по поручению директора Инженерного департамента военного ведомства графа Оппермана, ученик Монферрана - архитектор Анерт перестраивал дом княгини Лобановой-Ростовской. Именно в это время дворовый флигель вырос еще на один этаж. Следует отметить, что надстройка была произведена весьма искусно: пропорции окон второго этажа и их оформление со стороны квадратного двора в точности воспроизводят монферрановские. В более позднее время флигель вырос еще на два этажа. Но фундамент здания такой нагрузки не выдержал, поэтому ведомство по охране памятников разрешило разобрать его и отстроить заново. При этом флигель слегка вырастет.
Именно этот флигель и виден сейчас всем, кто смотрит на стройку с Исаакиевской площади. Однако проектировщики утверждают, что как только будет восстановлена крыша и построен мансардный этаж, постройки во дворе никто не увидит. Все будет также, как на на красивой картинке с проектом. Кстати, сама мансарда будет отнесена вглубь здания, поэтому «вылезать» над зданием не будет. Остается только дождаться окончания работ, чтобы узнать - как это будет.
И об «объектах охраны». Архитектор Рафаэль Даянов заявил журналистам, что когда он пришел в здание Дома Лобанова-Ростовского, почти ничего из интерьеров там не сохранилось. Он увидел только захламленные помещения обычного советского НИИ. Фактически предметом охраны может служить только парадный вход, фонари, камин и еще совсем небольшое количество объектов. Все остальное придется восстанавливать по старинным чертежам.
«Дело в том, что я был тут в 2005 году, лично. Как раз тогда, когда управление делами президента передавало «Тристар Инвестмент» здание. Поэтому, когда многие утверждают, что на 2005 год тут было то ли под 200, то ли под 2 тысячи исторических деталей интерьеров, я предпочитаю верить своим глазам и памяти. Было практически пусто. Кто в этом виноват и куда все делось? C таким количеством смен собственников уже не разобраться. Наверное, виноваты все, но точно не нынешний инвестор» - согласился с ним Александр Шухободский.
Инвестор же планирует создать к концу 2009 года отель «необыкновенной красоты» на 187 номеров. Планируется, что он будет соответствовать по уровню и роскоши другим отелям сети Four Season — например парижскому «Георгу Пятому». И жить в нем будут люди такого же калибра — аристократы и випы. Планируется и президентский люкс (площадью 200 кв. метров) и зимний сад во дворе (он будет закрыт стеклянной крышей) и СПА (для полноценного бассейна, правда, места не нашлось). По предварительным оценкам, отель будет процентов на 30-ть дороже, например, «Европы».
Напомним, что "Тристар Инвестмент Холдингс" (точнее, сын Владимира Якунина) собирается вложить в проект 135 миллионов долларов.
Михаил Гончаров
Мария Цыганкова
Фонтанка.ру
Поделиться
Поделиться