Фактически первое реальное применение популярной западной технологии TOP DOWN в Петербурге продемонстрировали чиновникам и журналистам реставраторы — Каменноостровский театр, деревянный театр 19-го века, теперь полностью стоит на внедренных сваях системы Titan. Все служебные помещения будущей второй сцены БДТ им. Товстоногова будут расположены под землей.
14 августа 2008 года можно считать знаменательным днем не только в истории реставрации Каменноостровского театра, но и в истории петербургской реставрации вообще. Как заявил на совещании на Каменном острове (его проводила глава КГИОП Вера Дементьева) директор «Геореконструкции-Фундаментпроект» Алексей Шашкин, деревянный театр 19-го века теперь полностью стоит на внедренных сваях системы Titan. Под ним на глубине 2 метра будет расположена бетонная плита, еще глубже (на 6 метров) «зароют» все служебные театральные помещения для будущей второй сцены БДТ им. Товстоногова. Фактически, это первое реальное применение популярной западной технологии TOP DOWN в Петербурге. Если все пройдет успешно, а пока, по словам Шашкина, все получается, то именно по такой схеме можно будет «вдохнуть жизнь» в многие исторические здания Петербурга.
Напомним, что деревянный Летний Каменноостровский театр был передан в 2005 году президентом Путиным на баланс БДТ им. Товстоногова. Это был подарок на 80-летие Кирилла Лаврова. Первоначально за его реконструкцию взялся фонд «Константиновский», тот же, который восстанавливал Константиновский дворец. Но представители фонда не видели возможности приспособить запущенное деревянное здание для современных театральных целей , и их проект предполагал строительство на старом месте нового театра.
На тот момент в России оставалось всего 2 старинных деревянных театра — один из них в Подмосковье, а второй чудом сохранился в Петербурге. Поэтому в ситуацию, при активной поддержке самого Кирилла Лаврова, решил вмешаться КГИОП. Как объясняет Вера Дементьева, Кирилл Юрьевич посчитал, что БДТ будет очень стыдно, если ради сугубо практических целей театра будет уничтожен памятник. Деревянную постройку отстояли, после чего встал вопрос, каким же все-таки образом приспособить ее под вторую сцену.
Проблем хватало. Первоначальный театр на Каменном острове был возведен в 1827 году архитектором Смарагдом Шустовым. Театр был задуман как временное строение. На тот момент в Петербурге было только два подобных культурных заведения — одно на месте нынешней Консерватории, а второе на месте Екатерининского сада. Реконструировать взялись «консерваторский». А на время собрались построить еще одно здание. Однако театр простоял еще 13 лет до того, как еще один архитектор, Альберт Кавос, взялся за его перестройку. Впрочем, Кавос восстановил все по проекту Шустова и никогда не претендовал на авторство всей этой красоты. До нашего времени было еще несколько небольших реконструкций, последней из них в 1962-67 году занималась Ирина Николаевна Бенуа. Однако театр по-прежнему оставался исключительно летним строением.
Превратить летний театр во всесезонный, как того хотели в БДТ, непросто. И дело не только в самой реставрационной задаче, которая пусть и не неподъемна, но весьма масштабна. Реставраторы встретили немало проблем, главной из которых была усушка дерева. «Театр состоит из все тех же бревен 19-го века, и за эти 150 лет каждый метр древесины «усох» на 6 сантиметров», - рассказывает главный архитектор проекта Владимир Рахманов (достаточно известный в городе специалист из НИИ «Спецпроектреставрация»). Кроме того, деревом поживились насекомые, конечно, не обошлось без осадки и без воздействий от многочисленных переделок. Все эти проблемы были решаемы. Дерево перебирается, «протезируется», как заявляют реставраторы, если уж с ним совсем ничего не сделать, то заменяется новой сосной. Главный специалист ООО «Краски города» Дмитрий Львов сравнил эту операцию с зубоврачебной. Каждый гвоздь 19-го века вытаскивается, выпрямляется и снова идет в дело. «Дядю Ваню с ломом» в театр не пустили», - заверил Львов.
А вот над решением другой проблемы трудились долго. В летнем театре не было даже гардероба — одежду господа оставляли ждущему в карете лакею. Ныне с лакеями снова все хорошо, но в БДТ все-таки решили, что гардероб нужен. А также все остальные элементы приема зрителей (фойе, буфеты и т.д.). И, главное, театру нужны служебные помещения для декораций и прочих артистических надобностей. «Мы решили, что есть только один способ сохранить облик театра и добавить нужные площади — сделать эти пространства под землей», - объяснила глава КГИОП Вера Дементьева.
Именно для этой цели была привлечена «ГРФ» и Алексей Шашкин. Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации его работа на второй сцене Мариинского театра не понравилась ( хотя сам Шашкин усматривает в этом политический подтекст и до сих пор судится с СЗД). А вот в городе его считают одним из ведущих геофизиков. Для создания подземных помещений рассматривали несколько технологий — в том числе «джет граутинг». Но остановились все-таки на «top down». Причем down тут классический — создается плита, укрепляющая грунт, и из-под неё извлекается земля. А вот top нестандартный. «Вверх» идет не строительство, как в Европе, а классическая реставрация.
На работы город выделил уже довольно много средств. На данный момент освоено 260 миллионов рублей. Окончательная сумма пока не известна, но, скорее всего, она составит 760 миллионов рублей. Основные работы должны быть закончены в конце этого года. Судя по предварительным результатам, потрачены деньги не напрасно.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру