31 октября 2008 года по Невскому проспекту проедет последняя маршрутка. Больше полутора десятков коммерческих маршрутов после этого канут в Лету, а ещё 9 изменят путь следования таким образом, чтобы на центральную улицу города не заезжать. Всю эту массу «мелкокалиберных» автобусов заменят 118 единиц низкопольной крупногабаритной техники. Предполагается, что после всех изменений пассажиры будут перемещаться по Невскому проспекту ещё быстрее,чем раньше.
11 августа были закончены основные работы по текущему ремонту Невского проспекта от Адмиралтейского до Лиговского проспекта. Теперь петербуржцы на этом отрезке видят красивый, ровный, новый и... абсолютно чёрный асфальт. Чёрный, потому, что в большинстве своём на нём нет дорожной разметки. Хотя по утверждению представителей ГУ «Дирекция по организации дорожного движения», их подрядчики, делающие разметку, работают. Правда, исключительно по ночам и в неблагоприятных погодных условиях. Поэтому пока и не видно результатов.
Изначально закончить работу планировалось в середине сентября, однако сейчас уже понятно ,что сроки отодвигаются — во время дождя работать нельзя. Таким образом выделенную полосу для общественного транспорта, которая пройдёт от Лиговского проспекта до набережной канала Грибоедова петербуржцы увидят, ориентировочно, только в начале октября. А все её плюсы и минусы можно будет ощутить только с 1 ноября — на заседании комиссии по организации дорожного движения при правительстве Санкт-Петербурга 15 августа было принято решение о закрытии 15 коммерческих маршрутов. Ещё 9 скорректируют свой путь следования таким образом, чтобы они не попадали на Невский проспект. На замену им придут вместительные низкопольные автобусы и троллейбусы. Как сообщил заместитель председателя комитета по транспорту Станислав Попов, предусмотренная маршрутная сетка полностью перекрывает ту, которую образовывали до этого коммерческие автобусы.
Для этого будет введён новый маршрут троллейбуса и 3 новых маршрута автобусов, которые будет обслуживать компания «Питеравто». Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе этого перевозчика, к ноябрю компания приобретёт 65 новых машин. «Для нас обслуживание главной магистрали города - это не просто работа, это престижная работа, - сообщил президент холдинга "Питеравто" Леонид Бондаренко. - После реконструкции коммерческие маршруты будут заменены социальными, а маленькие и средние автобусы - большими». Именно для этого "Питеравто" покупает новые машины. Ежедневно на Невский будут выходить 60 новых машин компании, остальные 5 будут в "горячем резерве".
Вместо 187го коммерческого маршрута будет 24й, вместо 180 и 190 будет один - 181й, вместо 209 - 191. Новые маршруты с единым регулируемым тарифом свяжут Невский проспект с Васильевским островом, Петроградской стороной, Ржевкой.
Остальные социальные маршруты обслуживать будет (как и раньше) ГУП «Пассажиравтотранс». «Мы распорядились, чтобы к 1 ноября 2 маршрута унитарного предприятия были усилены. Таким образом, подвижной состав на Невском увеличится, а работать будут 3 крупнейших в городе перевозчика (троллейбусное движение организовывает ГУП «Горэлектротранс» - прим. ред.)», - заявил Станислав Попов. Таким образом, по данным комитета по транспорту, к 1 ноября на Невском проспекте должно работать на 118 единиц техники больше, чем сейчас.
Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга» Василий Киселев, комитет по транспорту подготовил документ, в соответствии с которым 18 (а не 15, как говорит сам комитет) коммерческих маршруток должны уйти с Невского проспекта. По словам Киселёва, сейчас на этом участке работают 4 из 6 аккредитованных у города компаний: «Третий парк», «Питеравто», «Такси-2» и «ПТК». Новое соглашение будет обсуждено со всеми участниками ассоциации и после этого обязательно подписано. «При этом принципиальных возражений практически ни у кого нет. Дело в том, что взамен тех маршрутов, которые убирают, комитет, согласно договору, должен предоставить такое же количество маршрутов в других районах города, так что экономические потери не будут слишком большими», - сообщил председатель ассоциации коммерческих перевозчиков.
Заместитель директора «Третьего парка» Михаил Богданов сообщил, что компания «даже не заметит изменений». « У нас на Невском сейчас работает 1 маршрут, а на нём 16 единиц техники. Так что мы лишаемся минимального объёма перевозок. Сказали этот маршрут закрыть — закроем, а уж с таким количеством автомашин мы найдём что сделать — может новый маршрут обеспечим, может другой усилим», - сообщил Михаил Богданов.
Однако в рядах перевозчиков уже появилась мысль о нерациональности программы комитета по транспорту. «На самом деле, вместо того, чтобы серьёзно усиливать на 60% только 2 маршрута за счёт «Пассажиравтотранса» из непонятно откуда взявшегося вдруг бюджета, можно было попросту добавить по 2-4 автобуса на всех социальных маршрутах за счёт коммерческих перевозчиков и тем самым решить проблему более рационально. И такое предложение один из перевозчиков внёс, однако ему отказали в комитете по транспорту, ссылаясь на комитет по финансам — мол, денег на это нет. Честно говоря, таким образом они бы только сэкономили, вместо того, чтобы новый подвижной состав закупать. Получается, что коммерсанты навстречу городу идут, а он отказывается это делать», - заявил один из организаторов движения общественного транспорта, пожелавший дать комментарий анонимно.
Останутся ли маршрутные такси на Невском проспекте? Несмотря на то, что все аккредитованные перевозчики готовы уйти на соседние улицы, так называемых «нелегалов», как всегда, в расчёт не берут. А их на Невском проспекте не меньше, чем «легалов». После ввода выделенной полосы на Лиговском проспекте этот вопрос был решён за считанные дни — крупногабаритные автобусы и трамваи от остального движения там отделили забором и «кирпичами». После этого сотрудники ГИБДД очень быстро навели порядок, лишив водительских прав пару десятков водителей маршруток. Нелегалы вылезли в основной поток движения и встали в пробках. А завершающим этапом стал уход пассажиров, которые осознали, что трамвай и автобус движется быстрее «Газели». На Невском же никаких «кирпичей» не предусмотрено, а за выезд на полосу для общественного транспорта штраф по действующему законодательству до сих пор составляет 100 рублей.
Правда, в комитете по транспорту уже несколько лет работает схема «избавления от нелегалов, путём заваливания штрафными квитанциями», по которой каждый день проводятся рейды нескольких структур — налоговой, прокуратуры, ГИБДД, УФМС... Каждая выписывает небольшой штраф, а в результате набегает круглая сумма, и предпринимателю просто легче свернуть свой бизнес, чем всё выплачивать. Более совершенной программы пока не придумано. Да и неизвестно, будут ли эти рейды каждый день проводиться на Невском или нет.
Ещё одна проблема — легковые автомобили, которые сейчас спокойно занимают отведённые под общественный транспорт полосы. Если выйти на Невский проспект сегодня, можно увидеть огромное количество машин, припаркованных (под запрещающими знаками) вдоль поребриков по всей протяжённости главной улицы города. И все их ежедневно придётся эвакуировать, чтобы «усиление» троллейбусных и трамвайных маршрутов возымело действие. На том же совещании в Смольном, на котором в целом была одобрена вышеописанная программа, озвучили: «За 6 дней с выделенных полос для общественного транспорта с Большого проспекта Петроградской стороны и Большой Пушкарской улицы было эвакуировано 18 + 84 автомобиля»...
Александр Фролов
Фонтанка.ру