Гаишники отобрали у меня права за выезд на встречную полосу. Окончательно лишить прав меня должен был суд. И я была уверена, что обязательно лишит, потому что наслушалась рассказов про то, как мировые судьи штампуют протоколы, составленные инспекторами ГИБДД. Но как раз этого и не случилось.
Дело было так. Все произошло на 63-м километре трассы «Скандинавия», еще в мае. Фура, которая шла впереди моей машины, сдвинулась на обочину, как будто давая место для маневра. Я решила воспользоваться любезностью — обогнала фуру. Уже вернувшись в свой ряд, призадумалась: а что это за белые пятнышки были намалеваны на асфальте, интересно, что за разметку они обозначали - сплошную или прерывистую? Через секунду сзади завопила сирена, в матюгальнике зарычала команда – и не кому-нибудь, а мне. Гаишники не торчали в засаде, они просто ехали вслед за мной — может, и не специально, а по своим делам. «Значит, все-таки разметка была сплошная, - подумала я. – Почему же гаишники сами ее не соблюдают?».
Я их прямо об этом спросила, но офицеры ответили, что в особых условиях могут делать то, чего другим нельзя никогда. И стали составлять на меня протокол. Про возможность откупиться они ничего не говорили, а мне спрашивать было неудобно.
Говорят, большинство автомобилистов, попавших в схожую ситуацию, вину признают, потому что темные, газет/журналов не читают и поэтому не знают о поправках в КоАП, по которым выезд на встречную полосу для обгона карается лишением прав. На 4 месяца – если в первый раз. Я была не темная, но вину тоже признала.
В общем, права у меня забрали, и я стала ждать повестки из суда. Повестки все не было, и теплилась надежда, что она опоздает на два месяца. Срок давности к тому времени истечет. Впрочем, время, потраченное на пересылку материалов в соседний субъект (из Ленобласти в Питер) в этот период не входит и считается отдельно. Такой закон. Звонок из суда раздался, когда до «часа икс» оставалось две недели. Я не стала говорить «вы не туда попали», а честно дала адрес. Через 10 минут (не больше) раздался звонок в дверь – это принесли повестку. Я поняла, что от правосудия не скроешься.
Накануне суда я опять ехала по «Скандинавии». И на моем злосчастном 63-м километре обнаружила, что разметка куда-то подевалась. Белые пятнышки исчезли вовсе, и теперь о разделительной полосе напоминала только тонкая трещинка посередине проезжей части.
Может, не то место? Нет - то. Вот километровый столб, вот мост. Кстати, под мостом разметка осталась. Вообще, как мне потом объясняли специалисты, разметка не столько смывается дождем, сколько стирается шинами. Получается, что все постоянно выезжают здесь на встречную полосу.
Отсутствие разметки я решила зафиксировать фотографическим способом - и двадцать минут бегала по всему 63-му километру с фотоаппаратом. Ну, так, на всякий случай — может, на суде понадобится.
Заседание суда было назначено на полдень. Утром я сдала фотографии в печать, потом отправилась в магазин приценивать альтернативный транспорт - скутер или велосипед.
Слабая надежда на удачный для меня исход появилась, когда я еще сидела в суде в очереди. Вместо полудня заседание началось во втором часу. «Что это означает? – успокаивала я себя. – Может, то, что судья не штампует решения, копируя протоколы, а действительно рассматривает». Вот кого-то отправили фотографировать одностороннюю улицу с не заметным глазу «кирпичом». А вот парня, наоборот, забирают на 15 суток за езду после лишения. Милиционеры дежурят снаружи – помещение суда совсем маленькое.
Наконец, дошло дело до меня. Гаишники в суд не пришли. Никто не мешает судье изучать сделанные мною снимки.
- А это что, не разметка? – спрашивает судья.
- Но тут уже 64-й километр, снимала для того, чтобы столбик был виден, - объясняю я.
- Так как же вы вину свою признали? - спрашивает судья.
Я отвечаю в том смысле, что признала, потому что тогда на разметку не смотрела, а только на гаишников. А потом из стресса вышла и стала на разметку смотреть...
В итоге судья принимает решение в мою пользу - фотографии сделали свое дело. Через две недели, когда постановление вступило в силу, мне вернули права. А недавно я снова зарулила на «Скандинавию»: сейчас там разметка знатная – ее и с вертолета видно.
Итак, одержать победу в мировом суде можно и без адвоката. Чтобы сделать снимки — и своего ума хватит. Юриста можно подключать, если требуется взять справку из Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству: в какой период на этом участке трассы проводились дорожные работы или если нужно привлекать к делу экспертов. А затем еще нужно убедить судью приобщить эту выписку к делу.
В каких случаях нужны эксперты?
«Мы часто даем заключение о состоянии дорожного полотна и о том, какую роль оно сыграло в ДТП, - говорит Игорь Смирнов, специалист ООО «Петроэксперт». - Работаем, в основном, по авариям, когда есть возможность привлечь дорожные службы в качестве третьей стороны. Иногда нас просят определить, была ли у водителя техническая возможность маневрирования. Например, он сбивает кого-то, потому что не успел затормозить, а не успел – из-за плохого состояния освещения. Мы, конечно, докажем, что возможности не было. Но с другой стороны, в ПДД четко прописано, что водитель обязан двигаться со скоростью, которая обеспечит максимальную безопасность. Работа экспертов может стоить от 10 до 20 тысяч рублей. Сложнее всего, когда приходится заново моделировать ситуацию и приглашать на нее всех участников ДТП на их машинах. Если машина была разбита в хлам и еще не восстановлена? Значит, приходится искать похожую. Но это задача инициатора экспертизы...»
Кстати, один мой знакомый, преподаватель Консерватории, лишился прав в городе и тоже сумел отвоевать их в мировом суде. Знаки «движение прямо» не были видны в листве деревьев. Для того, чтобы убедить в своей правоте суд, потребовалось не только сделать фотоснимки, но и добыть ГОСТ, регламентирующий порядок установки дорожных знаков. Существует такой ГОСТ и для разметки. Кстати, видео порой уместнее фотографий. Если, скажем, знак «кирпич» плохо закреплен и крутится как флюгер.
Марина Тимофеева,
Город 812
Поделиться