Стала известна стоимость строительства нового стадиона на Крестовском острове. По сравнению с первоначальными цифрами объект подорожал в 3,6 раза. Окончательная цена мегастройки – 23 миллиарда 713 миллионов 560 тысяч рублей (почти 1 миллиард долларов) вместо 6 миллиардов рублей, первоначально выделенных подрядчику. Примечательно, что в связи удорожанием проекта может смениться и подрядчик. Конкурс на окончание работ по возведению спортивной арены планируют провести не позднее 1 октября. Город расчитывает, что с недостающими деньгами может помочь “Газпром”. “Газпром” пока безмолвствует.
Как сообщили “Фонтанке” в комитете по строительству Смольного, Главгосэкспертиза согласовала сметную документацию к проекту строительства футбольного стадиона в западной части Крестовского острова. “Повышение стоимости проекта связано с тем, что расчет, выполненный японским архитектором Кисе Курокавой, не учитывал затрат на выполнение сложных работ по основанию и фундаменту и применение таких уникальных специальных конструкций как выдвижное поле и трансформирующаяся крыша”, - сообщил глава комитета по строительству Роман Филимонов.
Изменение сметной стоимости, кстати, напрямую скажется и на самом процессе строительства. На стройплощадке может изменится подрядчик. Как рассказал “Фонтанке” Роман Филимонов, с компанией ООО “Авант”, которая сейчас ведет строительство, договор будет “завершен”. “Дело в том, что контракт, подписанный с компанией, предусматривал выполнение работ на первоначальную сумму - 6,6 миллиарда. Теперь же, когда стоимость изменилась, договор должен быть закрыт, - сообщил Филимонов. - Компания выполнит весь объем работ на отведенную сумму. Параллельно будет объявлен новый конкурс”.
По словам чиновника, конкурс на завершение работ со сроком ввода арены в 2010 году, будет объявлен не позднее 1 октября 2008 года.
В самой компании “Авант” на это сообщение отреагировали мгновенно. Как сообщили “Фонтанке” в пресс-службе “Аванта”, гендиректор Григорий Фельдман сейчас находится в отпуске и для комментариев не доступен. Однако, как рассуждают в пресс-службе, у Смольного, действительно, остается только два варианта: либо предоставить “Аванту” возможность заканчивать работы по контракту, либо “закрывать” соглашение сейчас, так сказать по факту.
В Смольном также сообщили, что никто не будет мешать “Аванту” участвовать и в новом конкурсе. Действующему подрядчику обещают равные условия с остальными претендентами.
Как пояснил Роман Филимонов, в настоящее время с ОАО “Газпромнефть” обсуждается вопрос о совместном завершении строительства стадиона. Окончательное решение будет принято не позднее сентября. О том, что компания, вероятнее всего, займется финансированием технологической части проекта ранее упоминал и вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров, ссылаясь на то, что такое решение было принято на встрече Валентины Матвиенко с руководством “Газпрома”.
Да и сама глава города в интервью “Фонтанке” говорила о том, что одному городскому бюджету проект не “потянуть”: “Мы хотели поскромнее стадион - как португальский. А «Газпром» считает, что «Зенит» большего заслуживает и городу нужна такая арена, ну и пошли по максимальному пути. Выдвижное поле - это очень дорогое удовольствие. Не только само поле как таковое, но там и трибуны другой конструкции над выдвижным полем. А раздвижная крыша - тоже уникальная конструкция.
Когда все это уже начали класть на бумагу, то оказалось, что железобетонным конструкциям не подходит металл. 50 000 тонн металла. А у металла за два последние года ежегодный рост - 60 %... Поэтому мы сегодня ведем переговоры с «Газпромом»: вот город участвует своей частью, а дальше либо нужно проект упрощать, и за счет этого удешевлять... Но если вы хотите такой амбициозный проект, то увеличивайте свою часть. Причем, очень серьезно”.
Однако, по данным “Фонтанки”, чиновники, говоря о «практически завершившихся» переговорах с «Газпром нефтью» о совместном финансировании стадиона, мягко говоря, опережают ситуацию. Переговоры не получатся быстрыми и легкими. В свое время, на стадии проведения конкурсов, «Газпром» предлагал взять финансирование стадиона для «Зенита» полностью на свой счет, но ставил в этом случае два важных условия. Первое — именно «Газпром» в этом случае организовывал бы строительные работы, выбирал подрядчиков и координировал строительство. Второе — именно «Газпром» и «Зенит» управляли бы стадионом. Но город решил строить и хозяйствовать на новом стадионе сам. Теперь просит «добавить» и добавить очень много. Но, по нашим данным, руководство «Газпрома» пока не видит для этого основания, ведь в Петербурге и так переведены практически все мощные дочерние структуры компании. Городским чиновникам, судя по всему, придется искать какие-то новые аргументы.
Как отмечал в интервью “Фонтанке” президент "Зенита" и "Газпром нефти" Александр Дюков, стадион строит город, при этом строительство ведется за счет налоговых поступлений, которые он получает от дочерних компаний “Газпрома”, перерегистрировавшихся в Петербурге. Роль футбольного клуба в настоящий момент ограничена простым участием в разработке планировочных решений спортивной части стадиона и выборе оборудования, оснащения.
Кстати, если стадион будет построен в заявленных параметрах, то он может войти в четверку самых дорогих в мире спортивных арен, подвинув с четвертого места знаменитый парижский Stade de France, за который в свое время заплатили 974 миллиона долларов.
На сегодняшний день на месте строительства на Крестовском острове полностью завершены земляные работы. По данным комитета по строительству, переработано порядка 600 000 кубометров грунта. Завершены работы по устройству более 11 тысяч свай диаметром 520 мм. На 90% выполнен ростверк – это порядка 30 000 кубических метров. Ведутся работы в зоне энергоцентра, осуществляется устройство монолитных железобетонных конструкций 2 этажа (бетонирование стен и перекрытий), погружение свай диаметром 880 мм. Проведены испытания пробного устройства полутораметровых свай со снятием нагрузки. Выполнено 200 свай диаметром 1,5 из 600. В стадии завершения находятся работы по причалу: производятся дноуглубительные работы судоходного канала и покрытие верхнего слоя причала сборными железобетонными плитами и асфальтом. В июле этого года было получено положительное заключение по проектной части футбольного стадиона.
Напомним, что новый футбольный стадион строится в Петербурге на месте бывшего стадиона имени Кирова по проекту покойного японского архитектора Кисе Курокавы. Вместительность стадиона должна составить 62 тысячи зрителей. Футбольное поле на новом стадионе будет выдвижным, что, по мнению разработчиков, позволит обеспечить сохранность естественного газона.
Справка
Список самых дорогих в мире стадионов по данным журнала “Форбс”:
1. Wembley Stadium (Лондон)
стоимость: 1.5 миллиарда долларов
вместимость: 90 000 человек
2. Olympic Stadium(Монреаль, Канада)
стоимость: 1.4 миллиарда долларов
вместимость: 60 000 человек
3. Madison Square Garden (Нью-Йорк)
стоимость: 1.1 миллиарда долларов
4. Stade de France (Париж)
стоимость : 974 миллионов долларов
вместимость: 80 000 человек
5. Rogers Centre (Торонто, Канада)
стоимость: 930 миллионов долларов
вместимость: 50 000 человек
Маша Могилевская,
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Поделиться