Общественные слушания по проекту Правил землепользования и застройки в Кировском районе можно, наверное, назвать почти образцовыми – на них не было ни скандалов, ни путаницы в картах, ни угроз подать в суд. Да и само обсуждение уместилось ровно в два отведенных по регламенту часа. Все острые вопросы были аккуратно обойдены.
Тема высотного строительства, актуальная для других районов, собравшихся не волновала. Большинство замечаний по ПЗЗ относилось к функциональному зонированию территории. С просьбой заменить зону Д2 на жилую выступили представители садоводства, расположенного в квартале 8 (территория за больницей Кировского завода, квартал Ульянка 8А). По словам председателя садоводства, 99% земель и земли общего пользования приватизированы, площадь, отданная садоводам, занимает ¼ всего квартала. «Мы хотели бы все-таки остаться жить в этом квартале и дальше», - пояснили свое желание садоводы, но ничего обнадеживающего в ответ не услышали. «По Генплану от 1988 года эта территория отведена под больницы (зона Д), - ответил заместитель председателя КГА Виктор Полищук. – То есть, при развитии территории может быть только изъятие земли с выплатой вам компенсации». «Ульянка 8А всегда была медицинским кварталом, - добавил глава администрации Кировского района Андрей Филатов. – Именно так он и создавался. Только медицинские учреждения там и должны были строиться. Никакого жилья здесь быть не может. В случае строительства на этой территории мы с каждым собственником будем решать вопрос отдельно».
Возникли вопросы о судьбе Канонерского острова. Вопрос: «Существует ли план реконструкции этой территории?» - задал помощник депутата Савицкой. «Недавно нашим институтом был разработан проект реконструкции острова, - пояснил Борис Николащенко, руководитель 1-й мастерской НИИ Генплана. – По проекту предполагается замена жилья на зону Д – деловая застройка, вдобавок здесь же предусмотрено создание портовых сооружений и здесь же будет проходить участок Западного скоростного диаметра». Ответ Николащенко дополнил Виктор Полищук. «Учитывая Ваш статус, я Вам тоже отвечу, - обратился он к помощнику депутата, продемонстрировав уважение к собравшимся в зале. – Территорию Канонерского острова в 2005 году планировали расширять за счет намыва, но, когда был принят Водный кодекс, проект пришлось пересмотреть. Эти земли из планов расширения за счет намывных территорий были изъяты, поскольку изменение береговой линии потребует согласования на федеральном уровне». Житель Кировского района Алексей Владимирский возразил, что Канонерский остров – единственное место в Петербурге, где сохранился берег, не тронутый с Петровских времен. «А здесь предполагается зона ТИ-4, то есть, вместо пляжа, выхода к морю будут портовые сооружения. Замените зону ТИ- на Р-2, пощадите берег», - предложил он и заодно поинтересовался судьбой отмеченного на плане острова двадцатиэтажного дома: «Построить его, конечно, можно, но как все его жильцы будут выбираться в город? Они все будут ездить через один и тот же тоннель?» Отвечая на первую часть вопроса, Виктор Полищук еще раз сообщил про Генплан, намыв, предполагавшийся в 2005 году, и невозможность изменения береговой линии. Желающих ответить на вторую часть не нашлось.
Генеральный директор компании «Северо-Западный терминал» Денис Винавский поинтересовался судьбой территории, которую занимает его предприятие – участок площадью 7,5 га входит в зону ТД2. «Хотелось бы внести поправки, мы относимся к зоне порта. И для нас это – очень значимый вопрос: нам принадлежат два причала, если мы останемся в зоне деловой застройки, мы просто не сможем их отремонтировать». На это Виктор Полищук предельно открыто рассказал, что подобные вопросы – постоянный предмет спора двух комитетов: Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и Комитета по транзитной политике. «Вы запаситесь поддержкой в Комитете по транзитной политике и решайте этот вопрос», - посоветовал заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре.
Был поднят вопрос и о памятниках раннего конструктивизма, на которые не распространяется режим охраны – эти здания не поставлены на учет как объекты культурного наследия. Традиционно прозвучали пожелания заменить относительные показатели плотности застройки (процент озелененности, количество машиномест, высота) на прямые. Владимир Аврутин, заместитель генерального директора ЗАО «НИПИград» не менее традиционно объяснил, что, с точки зрения разработчиков ПЗЗ, относительные показатели достаточно точно описывают плотность застройки территории, но добавил, что федеральные СНИПы никто не отменял, и застройщики будут вынуждены учитывать и эти требования. На стандартный вопрос: «Зачем надо обсуждать документ, который находится на стадии полуготовности» - последовал не менее стандартный ответ: «Сейчас принимаются рабочие предложения, которые будут учтены при подготовке окончательной редакции документа». Ставшее уже привычным пожелание взглянуть на итоговый документ до того, как он будет принят, не менее привычно было оставлено без ответа. Не поддержали представители администрации и поднятую в очередной раз тему о формировании и минимальном размере земельного участка.
Практично настроенные жители района поинтересовались, как будут реализовываться нормы, приведенные в ПЗЗ, в том случае, когда дома уже построены – например, как планируется выдерживать предусмотренный процент озелененности. Их разочаровал Владимир Аврутин, пояснивший, что Правила действуют только для объектов нового строительства и реконструкции. Впрочем, как заметил Евгений Козлов, лидер Движения гражданских инициатив (ДГИ), 23% зеленых насаждений – норма. Урезанная по сравнению с действующей. «По Правилам получается, что на 100 квадратных метров застройки должно приходиться 23 квадратных метра зелени. Из этого никак не получается 6 квадратных метров зелени на человека – требование, которое действует сейчас», - высказался он.
Очень многих пришедших на слушания волновали вопросы будущей реновации и существующей уплотнительной застройки. На возмущение по поводу застроенного высотными зданиями проспекта Ветеранов Андрей Филатов ответил, что эти проекты были утверждены до 2003 года, по поводу реновации рекомендовал обращаться в администрацию, в соответствующие отделы – замечательный совет, особенно если учесть, что прием граждан чиновники предпочитают осуществлять исключительно в будние дни и в рабочее время, то есть, именно тогда, когда желающие прийти на прием должны находиться на собственных рабочих местах. Попытка обсудить проект Надземного экспресса была жестко пресечена.
Заключительное слово совершенно неожиданно прозвучало не со сцены, а из зала – выступление Евгения Козлова стало финальным. «Мы давно ждем этих Правил, очень давно ждем, - выступил с итоговой речью лидер ДГИ. – Необходимо ввести ограничение высоты. Мы все знаем, как принимался регламент 1731 – в предновогоднюю ночь, путем телефонного опроса членов Правительства. Надо его оттенить, вместо него принять проект Николащенко – разумеется, с учетом поправок, сделанных на Градостроительном совете». Кроме того, Евгений Козлов предложил прописать режимы зон охраны в общей части ПЗЗ, сформулировать наконец механизм формирования земельного участка и определиться с его минимальным размером, а также указал на то, что объединение зон жилой и деловой застройки негативно отразится на жителях квартала. «Это уже проверено – как только в жилом квартале создается какой-либо бизнес-центр, сразу же увеличивается количество автомобилей, и эта нагрузка ложится именно на плечи людей, проживающих в этом квартале», - отметил он. В заключение своей речи Евгений Козлов пожелал, чтобы при подготовке документа с учетом всех внесенных поправок не вышло «учли одно, поступили в пользу инвестора». И именно на этом высказывании в стиле непревзойденного оратора Виктора Черномырдина и завершились общественные слушания в Кировском районе.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Поделиться