Правительство России обязало с 2010 года устанавливать аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на ряд транспортных и технических средств, в том числе на автобусы, железнодорожные вагоны, самолеты и иные средства и системы. Такое постановление премьер-министр России Владимир Путин подписал 25 августа. Как выяснила «Фонтанка», Петербург уже может делиться опытом.
Навигаторы должны устанавливаться на автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, воздушные суда, геодезические приборы, средства синхронизации времени, морские суда и суда внутреннего речного и смешанного («река – море») плавания, а также на космические ракеты и корабли. Также ГЛОНАСС планируется монтировать на военной и специальной технике, предназначенной для Вооруженных Сил России и иных силовых ведомств (МВД, ФСО, МЧС, ФСБ и т.п.). Виды транспорта и техники, которые в обязательном порядке подлежат оборудованию навигаторами, должны определить соответствующие министерства и ведомства уже в этом году. Реализация же грандиозных планов по внедрению российской спутниковой системы «на земле» начнется только в 2010 году.
В настоящее время погрешность при определении координат космическими аппаратами ГЛОНАСС составляет порядка десяти метров, но к 2010 году планируется обеспечить точность до пяти метров. Это связано с количеством спутников, находящихся на орбите – функционировать система будет при наличии даже 18, хотя вся группировка включает 24 спутника, а в перспективе – 30 орбитальных аппаратов. Как обстоит дело с оснащением системами спутниковой навигации в Петербурге, попытался выяснить корреспондент «Фонтанки».
Первой ласточкой оснащения транспортных средств подобными системами в Санкт-Петербурге оказался… трамвай. Привязанное к рельсам и не способное покинуть маршрут транспортное средство, было оборудовано такой системой для обеспечения так называемой «зелёной волны». В прошлом году к 100-летнему юбилею трамвая-труженика такой подарок ему сделали на обновлённом проспекте Просвещения. К сожалению, в данном случае немного подвёл разработчик системы управления светофорами, а также общая организация движения на магистрали, в результате чего «волны» не получилось. Между тем сама система навигации продолжает действовать на вагонах и сегодня, и диспетчер в реальном времени может видеть, на какой остановке находится тот или иной вагон. Это позволяет оперативно вмешиваться в процесс организации перевозок на самом доходном в городе маршруте городского транспорта – трамвае сотого маршрута.
Между тем, в Комитете по транспорту мысль об оснащении транспортных средств, обслуживающих город, системами спутниковой навигации витает уже не один год. В бюджет 2008 года специально заложили финансовые средства на оснащение 300 бортов такими системами. Однако на сегодняшний день все упирается в то, что с помощью систем хотят решать сразу несколько проблем, а не тупо отслеживать местонахождение автобуса на маршруте. ГУ «Организатор перевозок» планирует получать несколько параметров с каждой оборудованной машины. Часть из них рассекречена, например: количество пассажиров, соблюдение трассы маршрута и графика движения, техническое состояние машины. Часть параметров будет предоставляться перевозчикам, чтобы те могли анализировать ошибки своих водителей, но некоторые данные будут закрытыми. Их собираются использовать для анализа и проработки изменения маршрутной сети города согласно предпочтениям горожан.
Кроме спутниковой навигации бортовая система транспортного средства будет регистрировать проездные документы пассажиров. Это в свою очередь позволит отказаться от кондукторов, предоставив функции сбора платы за проезд равнодушным автоматам.
В начале года подобными системами были оборудованы автобусы 85 маршрута, принадлежащие ГУП «Пассажиравтотранс». Фактически перевозчик выступил с собственной инициативой и по договоренности с Комитетом по транспорту обкатал систему. В ходе испытаний были выявлены значительные недоработки, но при небольшой модернизации система вполне может применяться на городских маршрутах. К слову сказать, в эти выходные корреспондент «Фонтанки» лично проверил её и убедился, что «электронные компостеры» до сих пор исправно работают.
Вторым перевозчиком, который внедрил на своих транспортных средствах систему спутниковой навигации, стал «Питеравто». Весной он оснастил на собственные средства 250 машин своего парка системами ГЛОНАСС. Теперь диспетчера предприятия могут в реальном времени отслеживать местонахождение того или иного автобуса. Между тем, это не избавило от частых сбоев на маршрутах. Например, 57 автобусный маршрут в Купчино ходит крайне нерегулярно, зачастую на нём вместо нескольких положенных нарядов работает всего один. Впрочем, пока информация с маршрутов поступает лишь в собственную диспетчерскую «Питеравто».
ГУ «Организатор перевозок» лишь готовит материально-техническую базу для наблюдения за сетью городских маршрутов. Уже проведена большая работа по внесению в базы данных спутниковых координат всех остановочных пунктов на территории Санкт-Петербурга. Оборудовать одно транспортное средство системой слежения удовольствие недешёвое: стоимость комплекта оборудования доходит до 15-17 тысяч рублей. Между тем, в современном мире это уже является необходимостью.
До сих пор в Петербурге действует устаревшая система диспетчеризации транспортных средств. На конечных станциях сидят специалисты, которые принимают решения: с каким интервалом выпускать транспортные средства с кольца. В ГУП «Горэлектротранс» для того, чтобы избежать «переработок», трамваи и троллейбусы запускают по укороченным или измененным маршрутам, что вызывает справедливое негодование пассажиров. В ГУП «Пассажиравтотранс», которому досталась диспетчерская служба из социалистического прошлого, тоже подходят к организации движения весьма своеобразно. Зачастую водителя отправляют в парк чуть раньше с «запасом на пробки». В некоторых случаях такое решение принимает сам водитель. Именно поэтому мы часто видим отстаивающиеся в тихих переулках машины разных перевозчиков, как государственных, так и коммерческих. Впрочем, коммерческие перевозчики, как правило, вообще не имели до недавнего времени какой-либо диспетчерской службы. Для улучшения обслуживания горожан и слежения за собственными водителями некоторые из них оборудовали свои машины системами навигации на основе GSM-связи. Например, такая система была внедрена в ОАО «Третий парк» и довольно успешно функционировала.
Таким образом, можно сказать, что постановление правительства РФ не стало для Петербурга неприятной неожиданностью. В городе давно и планомерно идёт подготовка к переходу на спутниковые системы навигации.
Владимир Фёдоров,
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Поделиться