«Дон Кихот» под лупой Семена Спивака

637
ПоделитьсяПоделиться

Молодежный театр на Фонтанке открыл сезон премьерой - пьесой Михаила Булгакова «Дон Кихот» в постановке Семена Спивака. Спектакль сразу окрестили «долгожданным», так как Спивак работал долго и кропотливо. Но эта самая кропотливость сыграла с постановкой злую шутку: обещанные четыре действия (на деле, правда, обернувшиеся тремя), выдержит далеко не каждый современный зритель.

В питерских театрах сегодня редко встретишь спектакль, длящийся больше трех часов. Разве что Додин такое может себе позволить, но Спивак все-таки не Додин, а тоже позволяет - в его театре четырехчасовые постановки в порядке вещей. И ладно бы такая продолжительность действия была обусловлена острой творческой необходимостью, так нет, только лишь излишней тщательностью, присущей режиссеру. Вот и в «Дон Кихоте» Спивак старательно работал с каждым актером, включая двадцать студентов, выходящих в массовке с песнями и танцами. А уж что касается стражников, прислуги и прочих даже не второстепенных, а эпизодических персонажей, тут всем явно была поставлена сверхзадача. И каждый старался изо всех сил, как результат - на сцене кишат такие яркие индивидуальности, у каждой из которых и своя история, и свой характер, что от обилия некоторые зрители впадают в ступор: непонятно, за кем следить. С костюмами все продумано - никаких повторов, да и пошиты с иголочки. А чтобы весь блеск нарядов и характеров подчеркнуть, художник-постановщик Семен Пастух свел до минимума декорации, обтянув сцену белым мехом, видимо, овечьим: Испания все-таки, страна, где много-много белых овец.

Ну и что в этом плохого, спросит кто-то. Да ничего - такой у Спивака стиль, имеющий, кстати, массу поклонников, чему подтверждением народные толпы, осаждающие маленький театрик в премьерные вечера. Только за всей этой любовью зрителя к актерам (причем, труппа Молодежного театра состоит сплошь из медийных лиц - если не в сериалах, то в рекламе почти все засветились), режиссера к актерам, актера - к режиссеру и друг другу, и так далее, как-то уходит на задний план основная идея. Зачем, собственно, они все собрались - чтобы развлекать публику и самовыражаться, или все-таки сказать то, что до них пытались выстрадать и высказать Сервантес и Булгаков - не последние, надо заметить, писатели?

На предпремьерных пресс-конференциях режиссер убеждал, что новый спектакль будет об одиночестве не похожего на других героя, его взаимоотношениях с «нормальными» людьми и их тотальном непонимании и нежелании понять чужие мечты. При этом мастер не отрицал, что главное - не дать публике заскучать. Не получилось ни с первым, ни со вторым.

Про героя и его верного оруженосца - чуть позже. А вот «не заскучать» как раз не дала та самая повышенная подробность. Например, мало что значащая для общей идеи сцена на постоялом дворе, где Дон Кихот угощает всех на ходу придуманным им бальзамом, а после у окружающих случается массовое расстройство желудка, растянута на добрую половину действия: ее многочисленные действующие лица - от хозяина трактира до служанки и постояльцев, всего человек семь, - каждый (!) поочередно самозабвенно изображает свои, неповторимые желудочные волнения. Что поначалу забавляет, но где-то на пятом герое уже утомляет. И так практически в каждой сцене - сплошной перебор с самовыражением. Нет, за актеров, конечно, можно порадоваться - нет в этом театре маленьких ролей, все одинаково почетны, а вот радоваться ли за зрителя - большой вопрос. Судя по тому, что после антрактов количество жаждущих приобщиться к творчеству Спивака значительно уменьшалось, - скорее всего, нет.

И, наконец, о главном - о Дон Кихоте и Санчо Пансо. Первого играют в очередь Валерий Кухарешин и Андрей Шимко. Кухарешина я пока не видела, а про Шимко можно с уверенностью сказать, что это как раз тот актер, из-за которого и стоило все это затевать. Потому что и сам актер Шимко, как и его герой, какой-то не такой, как все, нетипичный какой-то и немедийный совершенно, даже и не очень понятно, что он делает в такой сплошь медийной труппе Молодежного. Его сложно представить в роли сериального мента и тем более в рекламе стирального порошка или супа из пакета, но зато с ним любит работать Андрей Могучий, да и Кристиан Люпа в свою смелую «Чайку» в Александринке на роль Тригорина пригласил именно Шимко. Очень тонкий, нервный, изломанный актер с потрясающей мимикой, Шимко вписался в роль Дон Кихота идеально. Большой ребенок с внешностью Пьеро - белые одежды с длинными рукавами и черная шапочка только подчеркивают эту схожесть, - его Дон Кихот идет за своей мечтой, не ведая, что творит, не различая добра и зла, но при этом ощущение праздника, детского, от одного только его вида остается надолго…

Хорош и Роман Нечаев, играющий Санчо Пансо. Нам, правда, обещали, что в спектакле будет показано перевоплощение Санчо, когда он из самого обычного человека превращается в такого же идеалиста и фантазера, как Дон Кихот. Но никаких особых изменений с ним, кажется, не произошло - как вышел на сцену практически братом по духу главного героя, так всю постановку им оставался. Зато именно такие герои, каким сыграл Панчо Нечаев, обычно становятся любимцами публики. Но вот что интересно: эти два персонажа действительно оказались чужими на том празднике жизни, который придумал Семен Спивак. И кажется, получилось это совсем не по режиссерской воле, а по воле актерского дуэта Шимко-Нечаев. У них получился свой спектакль, у остальных - свой. Вот первый-то стоило посмотреть поклонникам просто хорошего театра, второй же - для поклонников отдельно взятого театра Молодежного.

И в заключение одна забавная и в то же время грустная зарисовка, подчеркивающая вышесказанное. В своей трепетной любви к тщательной работе с любой мелочью режиссер отчего-то упустил из вида, что в данном случае стоило отрепетировать и поклоны. Ведь если театр с вешалки начинается и ею же и заканчивается, то где-то ближе к финальной вешалке существуют и финальные поклоны. И вот все актеры, коллектив то есть, занятый в спектакле, выходит под зрительские овации на сцену. Стражники и слуги, трактирщики и просто безымянные женщины, веселые и счастливые, пожинают плоды своего труда в виде цветов и аплодисментов. А где же Дон Кихот и Санчо? А они где-то там, стоят, задвинутые самовыразившимся коллективом, что их и не рассмотреть. Очень символично, не правда ли? Не об этом ли писали в свое время Сервантес с Булгаковым?

Алиса Иванова,
Фонтанка. ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close