Вот уже год по проспекту Просвещения носятся новые вагончики по юбилейному маршруту - 100. Именно носятся — ведь их скорость увеличилась в два раза после того, как появилась первая в городе линия ускоренного движения. Насколько успешен опыт и каковы перспективы появления аналогичных линий в Санкт-Петербурге, интересовался корреспондент «Фонтанки».
Итоги за год подводили специалисты ГУП «Горэлектротранс». По словам Ирины Поняевой, заместителя начальника службы движения предприятия, средняя скорость движения трамваев существенно увеличилась. До ремонта трамваи фактически ползали со средними скоростями ниже 15 км/ч, после ремонта эти скорости возросли до 30 км/ч. Самая распространённая ошибка, когда обыватель принимает эту скорость за максимальную, которую может развить трамвай, ведь при расчёте средней скорости учитывается также время на остановки для посадки и высадки пассажиров. На самом деле максимальные скорости вагонов доходят до 60 км/ч, установленных общими правилами дорожного движения. Обособление полотна позволяет это сделать, не опасаясь, что какой-нибудь пешеход или автомобиль внезапно окажется на путях. За прошедший год на перегоне не было зарегистрировано серьёзных происшествий – трамваи не сходили с путей и не сбивали пешеходов.
Благодаря увеличению скорости движения сократилось и время в пути. Пассажиры теперь тратят на 6 минут меньше, чем прежде. Между тем, если возвращаться в славное ленинградское прошлое трамвая, то сегодня рекорд не побит. Трамвай фактически лишь вернул утраченное некогда преимущество. Но почему, ведь был проделан такой объем работ?
Причин тому несколько; прежде всего, - непрофессионализм проектировщиков и отсутствие культуры у автомобилистов. Компания «Техно-СПб» известна уже тремя неудачными проектами в Санкт-Петербурге. Первые два касались троллейбусов – предполагалось, что благодаря установке электронных табло на остановках пассажиры всегда будут знать, через сколько минут придёт нужный им «рогатый». Сегодня эти табло ещё остались на некоторых остановках Наличной улицы, улицы Кораблестроителей и Суворовском проспекте, как своеобразный памятник на могиле бюджетных миллионов, выделенных на проект. Не заработала и «зелёная волна» на Суворовском проспекте, поскольку была также допущена ошибка в проектировании. Несмотря на это, «Техно-СПб» выиграл подряд на проектирование и строительство подобной «зелёной волны» для трамвая на проспекте Просвещения. Из заслуживающих доверия источников известно: «зелёная волна» на линии ускоренного движения трамваев была отключена на третий день работы. В результате неисправимого системного сбоя зелёный сигнал открывался на 2-3 и даже 5 минут, пока состав не покидал перекрёсток. Между тем, зелёный загорался одновременно и для автомобилей, которые, совершая левый поворот или разворот, не позволяли трамваю покинуть перекрёсток. Казалось бы, простая ситуация показала полную беспомощность системы. После того, как в администрации районов посыпались возмущенные звонки от местных жителей, которые не могли перейти улицу по 5 минут и более, всю систему отключили.
Между тем, в пятницу журналистам вновь взахлёб рассказывали, как прекрасно работает «зелёная волна» для трамваев. По словам заместителя директора по эксплуатации ОСП «Совмещенный трамвайно-троллейбусный парк» Игоря Морозова, светофор автоматически переключается сразу после того, как трамвай отправляется с остановки. Между тем, трамвай, на котором сегодня и был организован брифинг для журналистов, останавливался на каждом перекрёстке, а светофор упорно не давал «зелёную улицу». Вопрос о том, что на пересечении проспекта Просвещения и Энгельса недавно произошло переоборудование светофорного объекта, и появились электронные табло обратного отсчёта, ввергли представителей ГУП ГЭТ в лёгкое замешательство. Они даже представления об этом не имели и интересовались у журналистов, где же это такое появилось. Табло обратного отсчёта работают по довольно примитивной системе обратного секундомера и включаются после подачи на них напряжения. Поэтому отсчитать обратное время при принудительном переключении сигнала трамваем они просто не в состоянии. Не смогли журналистам показать и систему диспетчеризации «сотки» на Придорожной аллее, где год назад установили компьютер для слежения за вагонами в режиме «online».
К сожалению, не следит за состоянием информационных знаков остановки и «Организатор перевозок». Установленные год назад, они уже либо покосились, либо вообще валяются на земле. При этом следует особо отметить, что «Горэлектротранс» с недавнего времени не имеет никакого отношения к данным конструкциям, но обвинения со стороны пассажиров сыплются именно в их адрес.
Между тем, все эти недостатки не помешали трамваю привлечь новых пассажиров. В новых вагонах более комфортно, уже несколько дней с наступлением холодов во всех вагонах работает отопление, чтобы пассажиры не мёрзли. Причём по сравнению с вагонами предыдущей модели система отопления более экономичная.
До реконструкции линии на проспекте Просвещения трамвай ежемесячно перевозил здесь 2,5 миллиона пассажиров. После реконструкции эта цифра выросла более чем на 10% - на 270 тысяч пассажиров ежемесячно. Но, пожалуй, более весом тот факт, что среднемесячная выручка с маршрута увеличилась с 270 тысяч рублей в месяц до 400 тысяч. Сборы показывают увеличение числа тех, кто не пользуется многоразовыми проездными билетами, а оплачивает проезд живыми деньгами. Можно сказать, что люди променяли «маршрутки» на трамвай. И действительно, количество коммерческих автобусов на проспекте существенно сократилось, а пользуются ими те, кому надо чуть дальше, чем до метро. А, значит, необходимо подумать о расширении качественного трамвайного обслуживания не только в масштабах отдельно взятой линии, а переносить опыт и на другие улицы.
Пока горожанам следует ждать появления лишь отдельных сегментов «транспортного рая». В скором времени должна завершиться реконструкция Бухарестской улицы. Несмотря на то, что этот адрес входил в программу развития трамвайного движения на 2005-2007 годы, закончить всрок её не успели. Проект медленно и грустно перекочевал в программу на 2008-2012 годы, которая, к слову сказать, так и не принята городским правительством. Вопреки названию «Программа развития», протяженность трамвайных путей и маршрутов за 4 года должна сократиться, невзирая на потребности растущего города. Ещё одним адресом, где пассажиры трамваев и автобусов будут двигаться изолированно от общего потока (как на Лиговском проспекте) станет проспект Косыгина. Создание выделенной полосы там намечено на 2009 год. Сейчас идёт ликвидация существующего на пути магистрали «золоотвала» и проработка проекта линии.
Между тем, на Бухарестской улице не извлекли ошибок из эксплуатации проспекта Просвещения. Единственным отличием будет отсутствие сложной системы «зелёной волны». Схемы движения на перекрёстках останутся прежними, а значит, трамваю с как минимум 50 пассажирами на борту будут мешать автомобили, в каждом из которых по статистике едет не более 1,5 человек.
Кроме перекрёстков, на перегонах между остановками появились новые места для разворотов. Зная культуру автомобилистов, по инструкции ГУП «ГЭТ» водители трамвая обязаны снижать скорость перед подобными препятствиями. В свою очередь водители автомобилей предполагают, что трамвай их пропускает, и выруливают на рельсы. Средняя скорость движения трамвая на уже сданных участках Бухарестской улицы падает ниже тех, которые были до реконструкции. Но всё сделано согласно проекту, разработанному по заказу КБДХ.
Не учли проектировщики и ещё одну значительную деталь. В результате реконструкции для облагораживания территории все промежутки между рельсами покрывают плиткой. При этом рельсы оказываются выше плитки, и трамвай получает ещё одну 35-сантиметровую ступеньку на входе. А если учесть, что в этом году количество новых низкопольных вагонов достигнет 25, то теряется весь смысл в их закупке. Ведь при входе в них всё равно образуется ступенька. Почему нельзя было предусмотреть небольшую посадочную платформу и облегчить вход пассажиров в подвижной состав – загадка. Тем временем, получая дополнительную ступеньку, пассажир дольше садится или выходит из салона, а значит, дольше остановка. Порой такие задержки могут достигать 1 минуты. Умножив это время на количество остановок, несложно посчитать, что благодаря проектировщикам и строителям пассажиры каждый день теряют до 10-15 минут.
Пока лишь можно констатировать отрадный факт, что трамвай на проспекте Просвещения вернул своих пассажиров и довольно успешно выдерживает проверку временем. Обратного оттока пассажиров пока не наблюдается, а значит, в целом работа юбилейного маршрута стабильна, даже спустя год. Обидно, что у чиновников не видно энтузиазма анализировать свои ошибки и избегать их повторения.
Владимир Фёдоров,
фото автора
Фонтанка.ру
Поделиться
Поделиться