Жена моряка переживает за каждого, кто в море. Вдова тем более. Если теперь ей и ее семье ничем не помочь, то она готова сделать все, что только возможно, чтобы ужаса утраты не пережили и в других семьях, а те, кто оказался в ловушке, поскорее вернулись домой. В этом уверена Елена Колобкова - вдова капитана судна «Faina», уже пятые сутки находящегося в руках сомалийских пиратов.
О том, что сухогруз «Faina» захвачен пиратами, Елена Колобкова узнала случайно — переключала телевизионные каналы и обратила внимание на бегущую строку: «сомалийские пираты захватили украинское судно...» Елена Евгеньевна похолодела: капитан судна - ее муж. Но женщина тут же успокоила себя: за почти 30 лет мореходства ее Владимир не раз попадал в «переделки». Еще в самом начале морской карьеры сухогруз Колобкова тонул, а несколько лет назад у берегов Германии корабль сгорел дотла. Слегка потрепанный, но не побежденный капитан всегда возвращался к родному причалу. Так будет и в этот раз — верила жена моряка.
Укрепляло эту веру и отсутствие каких-либо звонков от официальных лиц. Ни вечером в четверг 25 сентября, ни на следующий день никто не удосужился сообщить Колобковой о том, что ее муж попал в плен. Сама же Елена вместе с дочерью всю ночь читала новости в интернете в надежде узнать хоть какие-то подробности и увидеть хоть один комментарий от властей. Утром все равно пришлось собраться и отправиться на работу, дочь ушла в университет. Так что, когда из Одессы (там находится компания, которой принадлежит «Faina») все-таки позвонили, «взять трубку» смог только автоответчик. Впрочем, как рассказала «Фонтанке» сама Елена, информация, оставленная на телефонном аппарате, к тому времени уже устарела.
В выходные с ней связались журналисты интернет-издания «Лайф.ру», сказали, что у них есть комментарий от старпома Виктора Никольского. Они встретились, поговорили. Потом журналисты позвонили вновь, сказали, что хотели бы кое-что уточнить. «Все очень бодрым голосом», - вспоминает Елена. Она согласилась. Выразить соболезнование или проявить уважение к человеческой трагедии приехавшие репортеры, видимо, не посчитали нужным, прямо с порога сообщив: «Ваш муж умер». В доказательство рассказали о записи телефонного разговора со старшим помощником Никольским.
Верить в произошедшее Елена Колобкова не хотела — позвонила вновь судовладельцам, те утешили: «Не хороните мужа раньше времени». Никаких подтверждений печальным известиям у них не было. До утра понедельника Елена жила надеждой. Раздавшийся утром 29-го сентября звонок из Одессы эту надежду убил. Звонившие также рассказали жене моряка об ультиматуме пиратов: при любых неверных шагах со стороны как американцев, так и русских, экипаж будет убит.
Что стало причиной смерти капитана, до сих пор неизвестно. Елена Колобкова уверяет, что со здоровьем у него все было нормально — иначе как бы он прошел медицинскую комиссию. Давление, конечно, могло подскочить в стрессовой ситуации — он волновался не столько за себя, сколько за экипаж.
Как рассказали Елене Колобковой все в той же украинской компании-судовладельце, ее мужа можно было спасти. После того, как у капитана появились проблемы со здоровьем, американцы, находящиеся неподалеку, были готовы забрать его на борт для оказания помощи. Пираты в свою очередь были готовы проявить благородство и отпустить заложника. Нужно было только подтверждение от российской стороны. МИД молчал. Сердце капитана не дождалось.
Российский МИД молчит до сих пор. Нет ни официальных комментариев, ни внятной позиции сторон. Как рассказал «Фонтанке» сын старпома судна Виктора Никольского Кирилл, он звонил в понедельник в МИД, ему пообещали перезвонить через полтора часа, но в назначенное время звонка не последовало. Даже на сайте Министерства нет ни слова о произошедшем, хотя в последнее время от официального Кремля все чаще слышатся призывы защищать граждан страны. Возможно, дипломаты не торопятся из-за специфики груза, который везла «Фаина» (напомним, там были танки и иное вооружение).
Сейчас же только МИД Украины позволяет себе некоторые весьма аккуратные заявления, вроде того, что «достигнуты договоренности про обмен данными с Министерством иностранных дел и Министерством обороны Кении, а также посольствами Сомали, РФ, США, Великобритании и КНР для поиска оптимальных решений для наискорейшего вызволения Украинского судна и членов его экипажа».
Напомним, что трое петербуржцев оказались в руках у сомалийских пиратов, захвативших 25 сентября украинское судно "Faina". Это капитан судна Владимир Никольский, старпом Виктор Никольский. В составе экипажа значится еще один россиянин и житель Петербурга - четвертый инженер судна Антон Тарасов. Остальные — граждане Украины и латыш. Всего в экипаже — 21 человек. На борту сухогруза "Faina" - 33 танка Т-72 и другое вооружение. Судно, принадлежащее компании "SC Tomex of Tomex Team Inc", направлялось из украинского Николаева в кенийский Момбасу.
Юлия Никитина,
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру
Поделиться