Новое строительство в Объединенной охранной зоне категорически запрещено — кроме тех случаев, когда существующие здания признаны аварийными. И каждый случай узаконенного сноса немедленно привлекает внимание общественности, активно ратующей за сохранение исторического облика города.
Проект компании «Строймонтаж» по строительству жилого дома на Петроградской стороне вызвал бурный скандал. Инвестор собирается снести три пустующих дома на Малом проспекте, признанных аварийными, и взамен построить один жилой — на 60 квартир и с подземным паркингом. Намерения «Строймонтажа» вызвали резкие протесты и со стороны населения, и со стороны общественных организаций.
Попытка застройщика встретиться 16 октября с жителями района и объяснить детали своего проекта провалилась — экспертизу объявили фальшивой, а саму компанию - «разваливающейся на куски». Через 15 минут после начала встречи от имени местных жителей выступила народная артистка России Лариса Малеванная, которая призвала собравшихся «не участвовать в этом разговоре» и демонстративно покинула зал. После некоторой паузы ее поддержало большинство присутствующих.
Дома 79 и 81-83 по Малому проспекту Петроградской стороны были выкуплены этим инвестором у проектного института РАО ЕС России. Они находятся в объединенной охранной зоне КГИОП, но в списках памятников архитектуры не числятся. Тем не менее, многие представители различных общественных организаций полагают, что «их неплохо бы сохранить как памятник сталинской архитектуры». «Строймонтаж» предполагает на месте существующих построек возвести восьмиэтажный дом, проект разработан архитектурной мастерской «Рейнберг&Шаров», и, как утверждают архитекторы, выдержан в стиле сталинской эпохи.
«Заключение об аварийности фундаментов этих зданий выдано в Комитете по строительству на основании заключения специалистов "Геореконструкции", - пояснили корреспонденту «Фонтанки» в компании «Строймонтаж». - Ни по каким существующим нормативам на этих объектах нельзя вести какие-либо работы». Кроме того, добавляют представители компании, здания, в которых долгие годы располагалось советское научное учреждение, теперь можно использовать только после полной внутренней переделки — фактически можно сохранить только внешние стены, полностью переделав всю внутреннюю «начинку».
Представители инициативной группы доводы инвестора считают неубедительными, заключение об аварийности — фальшивым и настаивают на том, что эти дома «очень хорошо фланкируют угол улицы, поэтому ансамбль должен быть сохранен». Как ни странно, наименее категоричными оказались в своих высказываниях представители «Живого города». «Ситуация очень неоднозначная, - прокомментировал представитель этого движения Андрей Воронцов. - Прежде всего, надо разобраться — есть ли у нас закон о том, что в объединенной охранной зоне не может вестись новое строительство. Если этот закон есть — он должен работать. А инвестор думать о таких вещах не обязан — его задача извлекать прибыль».
Не утверждает Воронцов и того, что аварийность зданий сомнительна. «Улицкий — это серьезное и уважаемое имя, а под экспертизой стоит его подпись», - замечает он. Тем не менее, жители района убеждены в том, что сноса допустить нельзя, но никаких идей о том, что делать с пустующими домами, не предлагают.
Случай на Петроградской стороне — не единственный, когда признание зданий аварийными вызывает протест со стороны населения, иногда доходящий до абсурда. Едва ли можно назвать доводы типа «Да у вас все дома на куски развалились, и компания ваша рассыпается», «Вы на наши головы сядете» и т.д., звучавшие на вчерашней встрече жителей Петроградского района с представителями «Строймонтажа», хоть сколько-нибудь содержательными.
«Это — обычная история, когда заходит речь об аварийности. У меня на общественных слушаниях по дому на Восьмой линии (8-я линия, 11-13, сейчас на месте снесенного здания построен гостиничный комплекс Sokos — прим.ред.) были высказывания, попросту отрицающие очевидное, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» архитектор Рафаэль Даянов. - Дом по Днепровскому переулку, который надо сносить, полностью развалился: крыши нет, перекрытия полностью сгнили. А тут встает какой-то человек и начинает мне доказывать — он вчера мимо проходил, дом целехонек!» «Я весь этот дом облазил, пытаясь понять — а можно ли тут что-то сохранить, а он мимо прошел и видит, что все цело», - разводит руками архитектор.
Дача Гаусвальд на Каменном острове была приговорена к сносу на заседании Совета по культурному наследию - деревянная постройка оказалась поражена домовым грибом. Члены Совета долго обсуждали все возможные варианты спасения этого объекта деревянного модерна, но пришли к выводу, что это невозможно и даже опасно для соседних построек. В результате было принято решение построить на месте бывшего памятника точную копию деревянного особняка. Решение о сносе дачи не вызвало никаких сомнений ни у архитекторов, ни у реставраторов, ни у микологов. Тем не менее, активисты оной из общественных организаций сочли это заключение «проплаченным» и попытались разоблачить представителей КГИОП, разрисовав стены здания, где находится этот комитет, и тротуар перед ним изображениями грибов. Отсутствие реакции КГИОП на этот выпад защитников архитектуры не обескуражило — они намерены продолжать борьбу за сохранение культурного наследия.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Поделиться