В текущем году город выделил значительные средства на обновление парка подвижного состава государственных предприятий-перевозчиков – 2,72 млрд. рублей. Обновился парк городского электротранспорта, автобусный парк, а также вагоны метро. Кроме этого коммерческие перевозчики за свой счёт закупили несколько автобусов для работы на муниципальных маршрутах по горзаказу, ну и, конечно, приобрели новые автобусы для работы на коммерческих маршрутах. Рейтинг новинок составил корреспондент «Фонтанки».
Первыми в условном хит-параде обновлений подвижного состава по праву можно считать троллейбусы ГУП «Горэлектротранс». Троллейбусы вологодской фирмы «Транс-Альфа» достаточно хорошо знакомы нашим жителям (в прошлом году 59 таких машин в город уже поступило), правда, в этом году изменился экстерьер машины. Всего их поступит 33 штуки. А вот продукцию минского РУП «Белкоммунмаш» жители смогли оценить впервые. В город приехали полностью низкопольные машины БКМ-321, низкий пол позволяет сократить время посадки-высадки пассажиров на остановке, а значит уменьшить время поездки.
Требования к рабочему месту водителя и техническим характеристикам троллейбуса остались прежние – кондиционер в кабине, асинхронный привод. А вот салон стал более комфортабельным, в нём появился кондиционер для пассажиров. Несмотря на неудачное лето, некоторые горожане смогли по достоинству оценить климатическую установку БКМ-321 – он стал первой в городе моделью городского пассажирского транспорта с кондиционером в пассажирском салоне. Кроме этого электрооборудование троллейбуса занимает гораздо меньше места, чем двигатель в автобусе и позволяет отдать больше полезной площади пассажирам. По итогам первого конкурса в город поступило 60 минских троллейбусов. К сожалению, эти машины будут работать на Невском проспекте, а ветераны уйдут с главной магистрали на окраины.
В самый последний момент город отказался от закупок последней разработки минчан – модели четвёртого поколения БКМ-420, которая отличается современным дизайном и обладает более высокими техническими характеристиками. Белорусы даже привезли машину в наш город, чтобы провести полевые испытания, но, увы, троллейбус так и не вышел на улицы города с пассажирами. Лишь один раз в нём прокатили журналистов, которые были в восторге. Белорусский троллейбус мог стать прекрасным украшением обновлённого Невского проспекта. Тем не менее, по итогам второго конкурса, проведённого в сентябре, в город придут ещё 15 машин БКМ-321.
Между тем, за прошедший год было списано 67 троллейбусов, то есть больше половины от новой закупки. На следующий год закупят машин в 2 раза меньше. Денег в бюджете-2009 на закупку троллейбусов заложено 392,4 миллиона, в этом году потратили 630 миллионов.
На второе место можно поставить трамваи ГУП «Горэлектротранс» и автобусы ГУП «Пассажиравтотранс». И те, и другие теперь закупаются в большинстве своём низкопольные. В этом году в город пришло 34 вагона модели ЛМ-99АВН, с низким полом в задней части салона. Кроме этого в город поставляется 16 вагонов модели ЛВС-2005, имеющих 70% низкого пола. Сегодня Купчино обслуживают уже 13 вагонов данной модели. Последний конкурс на закупку трамваев провели в сентябре. В город поступит 58 новых вагонов, а вот списано… 79.
Между тем в Смольном до сих пор лежит так и непринятая программа «развития» городского электрического транспорта на 2008-2012 годы. В 2008 году на закупку трамваев было выделено 760 миллионов рублей. А вот сумма на покупку новых трамваев в 2009-м с 500 миллионов, запланированных в 2007, сократилась до 392 миллионов. Это значит, что количество наиболее выгодного с точки зрения эксплуатационных затрат электротранспорта будет уменьшаться. Трамваи и троллейбусы будут подменять автобусами, срок службы которых максимум 12 лет, против 30 трамвайных. Кроме этого увеличение автоперевозок потребует от городского бюджета дополнительных дотаций на топливо.
Все новые трамваи и троллейбусы оборудованы системами автоинформаторов и электронными маршрутоуказателями. Правда, «бегущая строка» петербургских маршрутоуказателей очень неудобна и плохо читаема - по сравнению с блинкерными табло. Почему заказывают то, что хуже – загадка.
В автобусные парки города поступило очень много различных модификаций автобусов. Среди них и трехосные автобусы из города Волжский под маркой «Волжанин 6270», отличающиеся от предыдущих поставок отсутствием низкого пола в салоне. Кроме этого в город пришли новые трехосные автобусы «Волжанин» модели «Ситиритм-15», у которых полностью низкий пол в салоне, но они лишились задней накопительной площадки. На средней площадке расположены откидные сиденья, которые пассажиры используют даже в часы пик, когда за их счёт должна увеличиваться вместимость автобуса. В такие автобусы пассажирам можно порекомендовать садиться через среднюю дверь. Ещё менее удобным оказался двухосный автобус «Ситиритм-12», который не имеет задней накопительной площадки, а также узкую заднюю дверь. При этом оказываются эти машины на весьма загруженных маршрутах.
Кроме этого в город пришли и другие низкопольные машины – короткий городской автобус ЛиАЗ-5292 и «гармошка» ЛиАЗ-6213. Последние призваны заменить ещё оставшиеся на наших улицах автобусы марки «Икарус», последний раз поставлявшиеся в наш город ещё в 90-х годах и уже выработавшие свой ресурс. Однако новые «гармошки» проигрывают по вместительности. В «Икарус» влезало 168 человек при 33 сидячих пассажирах, а в ЛиАЗ помещается 160 человек, в нем 31 сидячее место. Единственным недостатком всех низкопольных автобусов является необходимость размещения большой силовой установки, которая нередко превращается в «шкаф» на задней площадке.
Однако ЛиАЗ по-прежнему остаётся самым удобным для пассажиров из всех существующих предложений на рынке автобусов. По первому конкурсу в город пришло 13 ЛиАЗ-5292 и 10 «гармошек». По второму конкурсу город должен получить 19 автобусов модели ЛиАз-5292 и 55 ЛиАЗ-6213. Все новые автобусы по требованию конкурсной документации имеют подготовку для установки системы электронных платежей. Парадокс, но одновременно с электронной системой платежей город выдвигает производителям требование по установке «Места кондуктора», что существенно сокращает полезную площадь в автобусе.
Все автобусы на заводе оборудуются системой автоинформаторов и электронных маршрутоуказателей. Однако в отличие от трамваев или троллейбусов в память электронных устройств не введены автобусные маршруты Санкт-Петербурга. Поэтому по городу бегают автобусы с хорошо знакомыми картонными указателями маршрута, совершенно неразличимыми в тёмное время суток. По данным «Фонтанки», причина в том, что в ГУП «ПАТ» почему-то не могут предоставить изготовителю список всех маршрутов.
Всего город в этом году на закупку автобусов потратил 250 миллионов рублей. В бюджете 2009 года сумма на закупку автобусов возросла до 850 миллионов рублей, а в 2010-м планируется потратить 450 миллионов рублей.
Коммерческие перевозчики тоже порадовали и, прежде всего, автобусами для работы по городскому заказу. Среди них всё те же низкопольные ЛиАЗ-5292. Осенью они должны появиться на новых автобусных маршрутах на Невском проспекте, по регулируемому Комитетом по транспорту тарифу. Для работы на коммерческих маршрутах закупили не только автобусы китайского производства, но и автобусы Курганского автобусного завода. Между тем назвать эти автобусы удобными для города нельзя. Всё тот же высокий пол, пожалуй, что только сидения удобнее, чем прежде, и не пластмассовые, как в китайских машинах. Вход и выход в такие машины отнимает много времени, вызывая мини-пробки из подвижного состава.
В метрополитен также пришло 27 новых вагонов на сумму в 493 миллиона. Каких-то кардинальных изменений в салоне не наблюдается. Завод, наконец, определился с внешним видов головных вагонов, придав им вид своего рода «пришельца». При этом со всех вагонов, по требованию заказчика ГУП «Петербургский метрополитен», исчезли широкие поясные молдинги и водоотводящие желоба на крыше. Первые вагоны этой серии нельзя было назвать удачными, поскольку под этим поясом прятался сварной стык. Однако теперь эта деталь доведена до совершенства.
В настоящее время на «Вагонмаше» готовится переход на новый вид подвижного состава. Он создаётся при участии чешских специалистов по их лицензии. Уже составлен план по строительству и поставке вагонов нового поколения для Санкт-Петербурга. Дело в том, что вагоны существенно отличаются по системе привода и потребуется переводить всю линию целиком на новый подвижной состав. Предположительно, под модернизацию отойдёт Невско-Василеостровская линия. В предстоящем 2009 году запланировано потратить на вагоны 672 миллиона, хотя ещё в 2007 эта цифра в планах на 2009 была 700 миллионов.
Анализируя вышеприведённые цифры и их постоянные изменения, можно сделать неутешительный вывод. В Петербурге по-прежнему не знают, какие объёмы перевозок необходимо выполнять. Закупки техники продолжают подчиняться закону случайных решений, когда чиновники исходят из возможностей бюджета и потребностей конкретного перевозчика, а не из интересов горожан и потребностей всего города.
Владимир Фёдоров,
Фонтанка.ру
Поделиться
Поделиться