В нашей стране глава государства один. И если кто думал, что это — Владимир Путин, то сегодня может признать, что ошибался. Пробыв в тени своего друга более полугода, Дмитрий Медведев, выступив с посланием на следующий день после выборов лидера США, затмил своими заявлениями, казалось бы главную политическую новость мира о смене Буша Обамой. И, как бы предупредив новичка, довольно жестко высказался в адрес предыдущего американского руководства. А для того, чтобы российские граждане поддержали его в начинаниях, провозгласил новый курс развития страны. Но, сделав видимую ставку на либеральные ценности, он допустил несколько оговорок, которые заставили думать о том, что ничего в нашем государстве пока не меняется.
Старая песня на новый лад
Все выглядело как хорошо разыгранный спектакль. Масштабные реформы, провозглашенные Дмитрием Медведевым в системе политического устройства страны, казалось, удивили и самого Владимира Путина, сидевшего в первом ряду Георгиевского зала Кремля. По крайней мере, камеры уловили его изумленный взгляд. Хотя на самом деле, заявленные преобразования, прозвучавшие как сенсация, перемежались противоречивыми заявлениями в духе «ничего менять не надо». Сказав о свободе, президент предложил принять меры, которые создают видимость либерально-демократических реформ.
Впрочем, от Дмитрия Медведева не ожидали и этого. Никого не удивили гневные откровенные высказывания в адрес Грузии, в первую очередь, стоящих за ней США; можно было спрогнозировать, что он будет делать программные заявления по приоритетным нацпроектам, которые курировал с момента их появления; как юрист по образованию и призванию, он мог вновь сказать о недочетах в работе судебной системы и конституционной в частности.
Конечно, наблюдатели ждали, когда же Медведев выйдет из тени «главного» и проявит себя так ярко и броско, что ни у кого не останется сомнений в том, что он набрал силу в новой должности. Но, прогнозируя его возможные действия, некоторые эксперты в последнее время чаще говорили о нем как о «Наполеончике», который жестко будет закручивать гайки.
Дмитрий Медведев благодарил некоторых граждан, присутствующих в зале, за Конституцию России 1993-го года. И цитировал высказывания Петра Столыпина о государстве и государственности, призывая обратить внимание на человека и гражданина большой России как на личность, нежели как на механизм для достижения целей. Он удивил рассуждениями о свободе гражданина и о незыблемости частной собственности, развитии частного бизнеса без лишних преград и усилении институтов гражданского общества.
Провозгласив, что коррупция — это проблема №1, он красочно высказался о ее «подруге» - бюрократии. Его предшественник не говорил открыто, что бюрократические препоны контролируют и мешают жить не только бизнесу и судебной системе, но и СМИ, и избирательной системе. А ведь раньше все думали, что у нас — свобода слова, и ей никто не мешает. А теперь, оказывается, ее защищать надо, и Медведев даже знает как: «Свобода слова обеспечена технологическими новациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников оставить в покое СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как можно активнее расширять свободное пространство интернета и цифрового телевидения».
А наши выборы — самые прозрачные, открытые и прямые выборы в мире. Дмитрий Медведев называл некоторые вещи своими именами, почти как настоящий оппозиционер: «Бюрократия порождает коррупцию и массовый правовой нигилизм. Бюрократия периодически кошмарит бизнес, чтобы кто бы что не сделал, чего не следует, контролирует СМИ, чтобы не сказали чего-то не так, избирательный процесс, чтобы не избрали кого-то не того, суды, чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому».
Меры по борьбе с бюрократией, изложенные им, кардинальными назвать нельзя. Не упоминая о необходимости сокращения инстанций в различных исполнительных ведомствах, он решил, что сломать существующие препоны можно будет, усилив контроль за служащими и институты народных избранников. На этом фоне совсем нелогичным и противоречивым прозвучало предложение об увеличении сроков работы ГосДумы до пяти лет и правления президента до шести лет.
Для начала он сказал, что это несправедливо, когда 5 миллионов россиян голосуют (как на выборах 2007-го года) за малые партии, а те в Думу не проходят. И, не снижая порога прохождения, предложил тем, кто набрал от 5 до 7 процентов голосов избирателей, предоставлять по 1-2 мандата. Но если вспомнить последние выборы в ГосДуму, то в нужный диапазон не попала ни одна партия: либо барьер в семь процентов был преодолен, либо партия набрала 1-2 процента. А если вспомнить практику работы меньшинства в парламентах, то наличие трибуны с микрофоном не сильно влияло на процессы принятия решений депутатами. Особенно при подавляющем большинстве правящей партии.
Не очень логичным при провозглашении политического равноправия (как одной из ценностей общества) прозвучало предложение: кандидатуры глав регионов представлять на утверждение президенту только партиям с наибольшим количеством голосов в парламенте. «И больше никем», - заявил Медведев во время ежегодного послания. Вряд ли руководству страны будет сложно договориться с лидерами «правящей партии» о выдвижении «нужного» кандидата.
Отмену денежного залога для участия в выборах партий-кандидатов можно было бы встретить аплодисментами. «Участвовать в выборах должны не деньги, а доверие людей». Тут же вспоминаются выборы в ЗакС Петербурга в 2007-ом году, когда размер избирательного фонда установили в 600 миллионов рублей, а залог составлял 90 миллионов рублей. Тогда говорили, что такой фонд больше, чем на выборах в ГосДуму, и у многих партий просто не было таких денег. «Где ты был тогда, Дмитрий Анатольевич?», - так и хочется спросить президента, который в то время руководил президентской администрацией Владимира Путина. И тут же Дмитрий Медведев упомянул про возможное снижение количества подписей в поддержку партии, необходимых для регистрации. Исходя из предположения новой политики полумер, можно предложить, что сокращение будет, но незначительным. Впрочем, известно, как легко слетают с предвыборной гонки и те партии, что собирали подписи (из-за большого количества брака среди подписных листов).
Противоречил Дмитрий Медведев и некоторым постулатам Владимира Путина. Только в апреле текущего год нынешний премьер принял долгожданные антилоббистские меры в отношении сенаторов и объявил о цензе оседлости для членов Совета Федерации. На тот момент разразилось несколько скандалов, связанных с работой представителей субъектов федерации в верхней палате, видевших свои регионы только на карте. Но Дмитрий Медведев предложил свой метод борьбы с лоббистами в сенате. Он отменил ценз оседлости в 10 лет. И провозгласил, что Совет Федерации отныне должен замыкаться исключительно на представительную власть и состоять из членов региональных парламентов и МСУ. При внешней революционности заявления, по сути, ничего не должно поменяться: законодательные органы будут выдвигать лоббистов из числа регионалов. Кто правит в региональных парламентах - также известно.
Затронул Медведев и основы партийного устройства. По его мнению, одно и то же лицо может возглавлять партию не дольше определенного срока. То есть, получается, главенству Владимира Жириновского и Геннадия Зюганова все-таки придет конец? А так же Сергей Миронов и Борис Грызлов? Члены ЛДПР и КПРФ, привыкшие молиться на «вождя», символизирующего всю партийную идеологию исключительно своей харизматичной персоной, вряд ли поймут эту идею Медведева. До тех пор, пока им не объяснят, что формально ЛДПР может руководить какой-нибудь Пупкин, в то время как бессменный лидер Жириновский станет почетным президентом партии.
Несмотря на очевидное лукавство трансформации политической системы, в кулуарах заговорили о новом, либерально-демократическом курсе. Но как за несколько лет либеральный вектор может легко поменяться на консервативный, в школьных учебниках по истории уже писали.
Военно-экономический кризис
«Эти события, ставшие очень значимыми для каждого в нашей стране, и одновременно серьезным испытанием для всей России: это варварская агрессия против Южной Осетии, и это набирающий обороты глобальный финансовый кризис. Две очень разные проблемы, имеющие, однако, общие черты и, можно сказать, общее происхождение», - Медведев произносил каждое слово жестко и сурово. Но если с первой проблемой Россия справилась, то рецептов лечения российской экономики предложено не было. Медведев признал, что наша страна попала под влияние кризиса, так как интегрировалась в мировую экономику. Более того, изолироваться Россия от внешнего мира не будет и интеграция продолжится.
Зато президент четко обозначил причину «заболевания». США – вот виновник всех финансовых бед на Земле. «Надувая денежный пузырь для стимулирования собственного роста, они не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры. И не внимали многочисленным предостережениям со стороны своих партнеров (кстати, в том числе, и нашим). В результате чего нанесли ущерб и себе, и другим», - заявил глава государства.
Медведев обвинил Вашингтон и в разжигании грузино-осетинских событий. Конфликт на Кавказе "был использован как предлог для ввода в Черное море военных кораблей НАТО, а затем и для ускоренного навязывания Европе американских противоракетных систем, что само собой повлечет ответные меры со стороны России". По сути, часть речи Медведева, касающаяся международных отношений, свелась к тому, что он вновь говорил о новом мировом порядке - без монопольного доминирования Америки.
В качестве «силового» аргумента для строительства «нового мирового порядка» глава государства объявил о мерах против системы ПРО, которую развертывает США в ряде европейских стран. «Ранее планировалось снять с боевого дежурства три ракетных полка ракетной дивизии, дислоцированной в Козельске, а саму дивизию к 2010 году расформировать. Я принял решение воздержаться от реализации этих планов. Ничего расформировывать не будем».
«Для нейтрализации, при необходимости, систем ПРО, в Калининградской области будет развернут ракетный комплекс "Искандер", - продолжал он. С территории того же Западного региона будет осуществляться радиоэлектронное подавление планируемых к размещению новых объектов системы ПРО США». Зал воспринял это заявление практически овациями. Аплодировал и премьер Владимир Путин. Именно его антиамериканская риторика нашла продолжение в речах Медведева.
«Миром нельзя управлять из одной столицы», - подытожил в Москве Дмитрий Медведев.
Послание Медведева оказалось самым длинным за историю таких обращений. Оно продолжалось 85 минут и 56 раз прерывалось аплодисментами. Слово «свобода» глава государства произнес 31 раз, «демократия» - 27, а «справедливость» - всего 12. «Кризис» от президента собравшиеся услышали 15 раз, а «антикризисные меры» всего 2 раза.
К этому времени его высказывания уже подвергались интерпретациям и анализу:
Станислав Белковский, политолог:
-Я услышал в речи Дмитрия Медведева много нового касательно внутренней политики. В частности, идея пролонгации президентских полномочий, а также полномочий депутатов Госдумы, изменение принципов формирования Совета Федерации, после которых он будет больше похож на палату регионов нежели на лоббистский клуб, возможности присутствия малых партий в политическом пространстве.
Насколько Медведеву удастся реализовать задуманное, как на этот процесс повлияет финансовый кризис, покажет время. Но уже готовность к реформам заслуживает уважения.
Медведев показал себя самостоятельным политиком, единственным в стране лидером, конструирующим реформу под себя.
Валерий Островский, политолог:
-Послание президента состоит из двух частей. Первая выдержана в духе Мартина Лютера Кинга: «у меня есть мечта». В эту часть входят тезисы о лучших людях, демократии, здоровье детей. Вторая часть – технологическая. Изменение порядка формирования Совета Федерации, учет мнения политических партий и т.д.
Я с утра смотрел речь избранного президента США Барака Обамы. Она была выдержана в духе религиозной проповеди. При этом за более чем 40 минут Обама ничего не сказал, в отличие от Дмитрия Медведева.
Владимир Васильев, политолог:
-Я бы особо выделил в послании президента предложение отменить ценз оседлости при формировании Совета Федерации, изменения в законе о выборах, позволяющие присутствовать мелким политическим партиям в Госдуме, а также его высказывания о либеральных ценностях.
Ключевым же в его послании стало решение изменить сроки полномочий президента и Госдумы.
Послание – текст, над котором работали тщательно, выверяя каждое слово. Мне кажется, что дважды упоминание слова «справедливость» является особым реверансом в сторону «Справедливой России». Здесь надо отметить, что Путин является лидером «Единой России».
Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области:
-Главное впечатление от прозвучавшего послания – уверенная интонация, убежденность президента в своих словах и силах. Безусловно, один из главных посылов первого послания Дмитрия Медведева – необходимость серьезной корректировки политической системы России. Президент четко указал вектор ее развития - в сторону реальной демократии и сильного гражданского общества.
Особо хочется выделить слова Дмитрия Анатольевича о необходимости неукоснительного соблюдения действующей Конституции Российской Федерации, в первую очередь – конституционных свобод и прав граждан. Крайне важным считаю и прозвучавший тезис об усилении роли политических партий в формировании персонального состава органов власти. Как одну из важнейших мер по дебюрократизации страны я воспринял и намерение президента сократить число территориальных структур федеральных органов государственной власти: их обилие неизбежно приводило к размыванию ответственности за положение дел в регионах.
Абсолютно правильным считаю и предложение отменить денежный залог при регистрации кандидатов в депутаты, в том числе на местных выборах.
Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга
Валентина Матвиенко не согласна с тезисом российского президента Дмитрия Медведева о представлении кандидатур глав регионов на согласование для назначения президенту исключительно крупнейшими политическими партиями.
«Я не так однозначно воспринимаю это решение. Губернатор — это фигура, которая должна быть над политикой. У нас очень много разных политических взглядов. Если только одна или две партии будут предлагать кандидатуру, как будет учитываться мнение других? Надо подумать и пообсуждать этот вопрос, чтобы учесть мнение и других партий. Я не готова однозначно это поддержать», - заявила Валентина Матвиенко, комментируя послание президента России Дмитрия Медведева в прямом эфире «Пятого канала».
Она также отметила, что само послание провозгласило переход в сторону либеральной экономики и демократического развития государства, вопреки домыслам о том, что порядки будут ужесточаться. По ее мнению, в выступлении президента России по многим темам была обозначена последовательная линия с конкретными предложениями к действию.
«Бюрократия — это монстр, который есть во всем мире. И справиться с ним в одночасье невозможно», - отметила Валентина Матвиенко, впрочем, позитивно оценив курс Медведева на борьбу с бюрократией.
Максим Шевченко, политолог:
-Из уст Медведева прозвучала жесткая политическая установка на борьбу с коррупцией. Надеюсь, что эпоха чиновников мультимиллионеров уйдет в прошлое. Руководитель государства также обозначил себя как приверженца демократических ценностей. Демократия строится не журналистами и адвокатами, а теми, кто живет на своей земле, обладает политическими правами. Демократия строится снизу, а не сверху.
В речи президента было отмечено много важных вопросов. Правда, один из них – развитие системы образования - прозвучал достаточно странно. Диагноз был поставлен правильно, но не был дан рецепт борьбы. Например, так и не прозвучала идея приравнять учителей к госчиновникам.
Медведев показал себя президентом, у которого есть видение модернизации страны, президентом реформатором.
Сергей Марков, политолог, депутат Госдумы
Увеличение срока президентских полномочий продиктовано, прежде всего, идеей стратегического планирования, отметил политолог Сергей Марков.
"Увеличение срока президентских полномочий продиктовано, прежде всего, идеей стратегического планирования. Чтобы люди больше думали не о выборах, а о реформах, необходимых для качественного развития страны. Это решение имеет большее значение не с политической, а с практической точки зрения, так как парламентские и президентские выборы будут по времени разведены" - сказал он, говоря о послании президента Федеральному Собранию.
Марков считает, что у президента есть хорошая база для дальнейшей работы, которую обеспечил его предшественник. «Он очень хорошо пока справляется с этой ролью, об этом, в частности, говорит и содержание его послания. Сложилось ощущение, что Дмитрий Медведев хочет быть президентом современной страны XXI века, где развиты цифровые технологии, интернет, система СМИ, где существует цивилизованная политическая дискуссия и т.д. И поэтому необходимо предпринять попытки технологического типа для развития демократии», - подчеркнул он.
Александра Медведева
Алексей Яушев
Фонтанка.ру
Медведев разрушает империю Путина и создает свою
5 ноября 2008, 17:34
784
Поделиться