Когда в России начинаются первые заморозки, автомобилисты говорят, что наступил «день жестянщика», – из-за резкой смены температуры и неожиданной гололедицы машины бьются десятками и армия клиентов «жестянщиков», выправляющих помятые кузова, значительно увеличивается. Так происходит каждый год в конце осени.
В этом году «день жестянщика», кажется, выпал на четверг, 6 ноября. Утром в ДТП на КАД (кольцевой автомобильной дороге) в районе Большого Обуховского моста столкнулись сразу 18 автомобилей. Пострадавших, к счастью, не было. ГИБДД разбирается в причинах аварии, что сделать весьма непросто, – все-таки в инциденте было столько участников. После аварии на кольцевой образовалась длинная пробка, движение на близлежащих магистралях, например, на Октябрьской набережной, весь день было затруднено.
Впрочем, на КАД Петербурга из-за гололеда произошли еще несколько более мелких аварий. Очевидцы утверждают, что почти на каждой развязке этой трассы утром кто-то в кого-то въезжал, и ДТП продолжают происходить. Так, пять машин врезались друг в друга на проспекте Солидарности. На виадуке у проспекта Энгельса столкнулись четыре машины.
Считается, что в «дне жестянщика» виноваты автолюбители, которые вовремя не позаботились о зимней резине. Но, по словам эксперта газеты «Взгляд», причина в психологии водителей, которые не могут избавиться от летних рефлексов вождения.
«Начнем с того, что существует три типа автомобильной резины: летняя, зимняя и всесезонная, хотя последнюю корректнее назвать не всесезонной, а демисезонной, потому что она, скорее, не объединяет все типы резины, а является неким промежуточным этапом между летом и зимой, – объясняет председатель петербургского отделения Общества защиты прав автомобилистов Александр Холодов. – Сезонность шины зависит от температуры, на которую она рассчитана. Летняя – примерно от 0 до +20 градусов, зимняя – от 0 до –20 градусов, демисезонная – от –10 до +10.
Те, кто может себе позволить купить достаточно дорогие демисезонные покрышки, – пусть покупают. А для остальных сложно что-то советовать, потому что погода пока непредсказуемая, неизвестно, что будет завтра».
По словам эксперта, в нестабильный период, когда температура то опускается в минус, то поднимается в плюс, летняя резина может недогреваться, а зимняя, наоборот, перегреваться, и то и другое сказывается на управляемости автомобиля. Так что универсального совета, на чем сейчас ехать, нет.
Традиционно автомобилисты много спорят о шипах. По словам Холодова, если зимняя резина шипованная, то лучше немного подождать, не «переобувать» колеса, потому что на льду шипы хороши, а на асфальте тормозной путь – наоборот – увеличивается. Если нешипованная – лучше поменять.
В целом же главная причина произошедших в четверг ДТП, по мнению эксперта, вовсе не в выборе шин, а в психологии людей.
«Причина в человеческих рефлексах, – заявляет Александр. – За лето все привыкли к одному стилю вождения, когда тормозится легко, дистанцию на шоссе, допустим, держат в пределах 10 метров, и этого достаточно. Но зимой-то нужно вести себя совсем по-другому, катиться плавнее и дистанцию держать уже не в 10, а, скажем, в 20 метров. Иначе – «день жестянщика». Люди в первые дни заморозков просто не успевают психологически перестроиться на новый стиль вождения и по инерции едут так же, как летом».
Еще один фактор аварий – новички. По словам Холодова, каждый год в Петербурге получают водительские удостоверения в среднем 12 тысяч человек. На права они учатся чаще всего летом, летом проще. И, таким образом, для 6 тысяч человек, а возможно и для еще большего количества, эта осень за рулем будет первой. Так что ДТП неизбежны.