Из Смольного пришла печальная новость – не стало Владимира Михайловича Соболева, заместителя председателя Комитета по печати правительства Санкт-Петербурга.
Я не знаю всех его регалий и званий, оставлю их для официальных некрологов. Знаю только, что все его нынешние коллеги будут искренне переживать эту потерю. У Владимира Михайловича были качества, делающие его совершенно незаменимым для тех, с кем он шел по жизни рядом. Володя был очень надежным человеком. И преданным – как тем делам, которыми занимался, так и тем людям, в чьей команде трудился. Он был мягким и скромным человеком, и часто оставался в тени, что, впрочем, не мешало ему взваливать на себя огромную нагрузку. А еще – он был воплощением спокойствия, уравновешенности и рассудительности. Казалось, с такими железными нервами и сакральными знаниями эти люди должны жить вечно. А вот, поди ж ты – 62 года и такой неожиданный трагический конец.
В журналистской среде Владимир Соболев появился в начале 90-х совсем для себя неожиданно. Группа питерских журналистов, утомленная поисками коммунистических идеалов, решила делать новую ежедневную газету демократического толка. Тогда это слово еще не звучало как ругательство. Придумали название – «Невское время», объявили подписку и получили авансом аудиторию, по нынешним временам немыслимую – 50 тысяч человек. Но вот когда до выхода первого номера оставалось около полутора месяцев, вдруг выяснилось, что выпускать газету негде. Обкомовская типография на Фонтанке, 59 - единственная, обладающая технологией «горячего набора» для ежедневных изданий, - группе энтузиастов отказала. А издавать газету иным способом тогда в России никто не умел. На этом, между прочим, славная история респектабельного нынче «Невского времени» могла бы и закончиться. Если бы не Соболев.
Он трудился тогда в крошечном издательстве, выпускающем сувенирные книжки малого формата. Одним из первых в городе научился делать это на компьютере. Двадцать лет назад, если кто забыл, компьютеры отличались от нынешних, примерно как старый «Запорожец» от нового «Мерседеса». Однако на вопрос, можно ли на такой технике набирать ежедневную газету, Соболев неожиданно ответил утвердительно – можно попробовать. И взялся руководить новым издательством.
Если кто из читателей держал в руках первые выпуски «Невского времени», может, помнит, что это была за странная газета. Прыгающие буквы, косые строчки. Коллеги из традиционных изданий ухохатывались. Но издание жило и с каждым новым номером завоевывало все большую аудиторию. И даже не все журналисты газеты знали, какой кровью давался каждый ее выпуск.
Прошло несколько лет и на компьютерный набор перешли все газеты города. Но «Невское время» было первым.
Соболев прошел с этим изданием через все кризисы 90-х. Сколько раз вся эта мощная структура могла рухнуть из-за простейшего компьютерного сбоя, из-за постоянно ломающейся техники, из-за массы финансовых и организационных проблем, знал, наверное, он один. Но газета не может не выйти. Это железное правило еще советских времен. И Владимир Михайлович, профессионал до мозга костей, соблюдал его свято.
Потому и повторюсь – с такими людьми не страшно пускаться в любое, самое рискованное предприятие. Когда они уходят, всем нам становится очень одиноко.
Андрей Потапенко
Поделиться