Сейчас

+7˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+7˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 2

6 м/с, ю-з

740мм

72%

Подробнее

Пробки

3/10

Авария на АПЛ: что такое «выброс» фреона

1235
ПоделитьсяПоделиться

Причиной аварии на атомной подлодке, проходившей ходовые испытания в Японском море, названо несанкционированное срабатывание системы пожаротушения с выбросом фреона. Но если пожар и может возникнуть совершенно неожиданно, то «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)» – произойти не может. Об этом «Фонтанке» рассказал писатель Александр Покровский, который много лет прослужил на Северном Флоте на ракетных атомных подводных лодках, приняв участие в двенадцати боевых службах.

«8 ноября в 20.30 по местному времени на многоцелевой подводной лодке «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б»), вышедшей из базы ЗАТО «Большой Камень» и проходившей ходовые испытания, произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения с выбросом фреона. Погибли 3 военнослужащих и 17 гражданских лиц. Еще 22 человека госпитализированы. Всего на борту подлодки находились 208 человек, из которых 81 – военнослужащие» - такова официальная «выжимка» информации о случившемся.

Отметим, что экипаж проекта 971 «Щука-Б» - 73 человека. То, что на АПЛ во время аварии находилось 208 человек, говорит о том, что на ходовые испытания пошла большая сдаточная команда, а это означает только одно – жуткая теснота, скученность, людям негде спать. К сожалению, все ходовые испытания проходят именно так, а поскольку системы и механизмы корабля на ходовых испытаниях только проходят проверку работоспособности, то возможно все что угодно.

Сдаточная команда - это что-то. Рабочие неуправляемы. Только и гляди, чтоб они чего-нибудь не сделали. А когда их больше сотни? Обычно наш старпом, если на корабле появлялись рабочие, рядом с каждым из них ставил подводника, с тем, чтоб он ходил за рабочим как тень и всегда видел, что тот делает, потому что разводные ключи, забытые рабочими в электрощитах - это обычное дело. А такой ключ является источником короткого замыкания в щите и скоротечного пожара. Чуть качнуло — и забытый ключ уже чего-то замкнул.

Конечно, из 208 человек только 83 военные - это и есть причина пожара (если таковой был) и причина подачи фреона в отсек (это уж точно было, просто так люди фреоном не травятся, его надо именно "подать в отсек"). Вдумайтесь: 83 умножаем на 2 - это 166. То есть, 42 человека из сдаточной команды ходили по кораблю без сопровождения. Вот и доходили.

На ходовых испытаниях всегда чего-нибудь случается.

Но не может просто так пойти в отсеки фреон. Его надо туда подать, повернув вентиль. Этот вентиль - довольно громоздкая штука. Его случайно повернуть нельзя. Но можно перепутать. Подать фреон не в тот отсек. Такое бывало. Рабочие при сдаче корабля путали маркировку и подавали фреон туда, где его меньше всего ожидали. Вот тогда и травился народ.

Фреон применяется только при объемных пожарах в отсеках подводных лодок. Перед применением все люди в отсеке должны быть заключены в изолирующие средства защиты органов дыхания. Иначе – смерть от удушья. Я с фреоном проплавал 10 лет. Все эти 10 лет надо было держать ПДУ (изолирующее устройство для органов дыхания) при себе всегда - на обеде, в туалете, в койке - всегда. Да и это ни от чего не гарантировало.

Кроме того, после подачи в отсек фреона выходят из строя все электрические щиты и электронные схемы. То есть, отсек, после применения фреона, перестает функционировать. Так что на деле применять фреон при пожаре подводники не любят.

В отечественном кораблестроении у систем пожаротушения с применением фреона есть как свои сторонники, так и противники. Последние в течение многих лет борются за введение на подводных лодках совершенно иных средств пожаротушения. Речь идет о подаче в аварийные отсеки азота из специальных устройств. Азот заполняет отсек, концентрация кислорода падает до 12 процентов, и пожар прекращается. При этом люди в отсеке, даже если они и не успели надеть на себя изолирующие средства защиты органов дыхания, остаются живы. Оборудование отсека при этом также не страдает.

Меня спросят: а чего ж тогда так упорно на подводные лодки ставят станции ЛОХ (лодочная объемная химическая), использующие фреон?

Отвечаю: а в России всегда так. Сделают суперсовременную лодку, но что-то на ней все равно оставят из прошлого века. И вот эта мина когда-нибудь да рванет.

Александр Покровский,
специально для «Фонтанки.ру»

P.S.
Для участия в работе комиссии по расследованию причин трагедии на атомной подводной лодке вылетела группа конструкторов петербургского КБ "Малахит". Об этом сообщили «Вести». Именно там ещё в конце 70-х годов прошлого века начали разработку субмарин 971-го проекта.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close