Скандально известный отец Григорий (он же Вадим Лурье) стал епископом Петроградским. Статус этот представители официальной церкви не признают, что нового епископа, судя всему, ничуть не смущает. Буквально через пару дней после неожиданного возведения отца Григория в сан покончил с собой некий житель Сестрорецка. СМИ сразу же связали произошедшее с так называемым «клубом самоубийц», который когда-то организовал епископ.
Вадим Лурье получил чин епископа 5 ноября (по версии Российской православной автономной церкви (РПАЦ), созданной в середине 90-х годов людьми, отколовшимися и от РПЦ, и от Русской православной церкви за рубежом). Понятное дело, что с точки зрения официальной церкви, епископа Григория не существует. Более того, с точки зрения официального руководства автономной — по-видимому, тоже.
Возвышение отца Григория произошло благодаря его совместной инициативе с двумя архиереями РПАЦ: епископа Челябинского Севастиана и епископа Амвросия. Не будем гадать, какими мотивами священники руководствовались, выдвигая именно такую кандидатуру, но рукоположение отца Григория в епископа Петроградского случилось весьма хитроумным образом. Отец Севастиан и отец Амвросий создали Архиерейское совещание — орган церковного управления, в отсутствии которого отец Григорий и его окружение давно уже упрекали официального лидера РПАЦ митрополита Валентина. Мол, владыка Валентин управлял церковью с помощью им же созданного «временного Синода», что категорически неправильно.
Именно отец Валентин в далёком 1999 году рукоположил Вадима Лурье в сан священника. Ведь не далее, как 3 года назад по обвинению в «ереси имябожия» Вадим Лурье был лишен сана священника Суздальским Синодом РПАЦ. Впрочем, Лурье после этого «духовного изгнания» не оказался в изоляции — он сумел объединить вокруг себя тех, кто находился в оппозиции митрополиту Валентину. Так появилось Архиерейское совещание и епископ Григорий как один из продуктов его деятельности.
Ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН доктор исторических наук, кандидат богословия Александр Мусин полагает, что появление в качестве нового епископа такой фигуры говорит не только о расколе внутри РПАЦ — в конце концов, кроме ее деятелей, это никого бы не заинтересовало. По мнению Александра Мусина, возвышение Вадима Лурье, его безусловное стремление к лидерству в РПАЦ — явление не только внутриконфессиональное.
- С 25 октября по 1 ноября в Одессе проходил собор так называемой Русской истинно-православной церкви (РИПЦ), ещё одной оппозиционной церковной группировки, - рассказывает Александр Мусин. - В постановлениях собора легко различима забота об объединении оппозиционеров. В частности, примирительные слова были обращены к инициативной группе РПАЦ, оппозиционной митрополиту Валентину. Прибавьте к этому изданный 25 октября указ совсем недавно лишённого по инициативе РПЦ сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида об осуждении «ереси имяборчества», направленный против митрополита РПАЦ Валентина. Налицо сближение оппозиционных церковных групп, на фоне которых, кстати, Архиерейское совещание Вадима Лурье выглядит наиболее умеренной группой...
Похоже, новый епископ скоро может оказаться в центре внимания. Если, конечно, ему действительно удастся объединить вокруг себя многочисленную церковную оппозицию — что, по сложившейся в России традиции, дело практически невероятное.
Не случайно на следующий же рабочий день после рукоположения Вадима Лурье в сан епископа Петроградского в средствах массовой информации появились сообщения о «новой жертве клуба самоубийц», который когда-то создал отец Григорий. Мы уточняли: мать вскрывшего себе вены жителя Сестрорецка про «клуб самоубийц» ничего не слышала, зато ей прекрасно известно о возникших в последнее время вполне светских проблемах у её сына. Более того, о хитросплетении церковных интриг несчастная женщина, скорее всего, тоже ничего не знает — как и том, что трагедия, случившаяся с её сыном, произошла как нельзя «вовремя».
СПРАВКА:
Российская православная автономная церковь (РПАЦ) имеет истоки в Союзе церковных общин, который первоначально был связан с Цареконстантиновским храмом в Суздале. В самом начале 90-х годов Союз примкнул к Русской Православной Церкви за рубежом, однако это слияние оказалось недолгим — во второй половине 90-х архимандрит Валентин (Русанцов) заявил о создании Российской православной свободной церкви, которая в 1998 году была зарегистрирована как РПАЦ.
Сегодня к ней относится до полутора сотен приходов, которые располагаются в России, Латвии, Украине, Белоруссии, Абхазии, Великобритании и США. Ее духовно-административный центр размещается в Суздале и в окрестностях, где у церкви имеются духовное училище, 19 храмов и 2 монастыря.
По количеству прихожан РПАЦ, безусловно, несопоставима с официальной Русской православной церковью. У РПАЦ небольшие приходы (5-10 человек), всего около 60 священников. В некоторых приходах священников вообще нет.
КОНСТАНТИН ШМЕЛЁВ
«КУКОЛЬНЫЙ ДОМИК» ОТЦА ГРИГОРИЯ
Светские СМИ больше пишут о Вадиме Лурье не как о церковном деятеле, а как об основателе и идеологе «Клуба самоубийц», который существовал параллельно с интернет-порталом и представлял собой сеть квартир, в которых тусовались суицидники. Отношения, завязавшиеся в этом кругу, и результаты работы «сообщества взаимопомощи» представляются сомнительными с точки зрения Уголовного кодекса. На это обратила внимание даже Генеральная прокуратура. Впрочем, ее интерес ничем не закончился.
В сети полно сайтов, которые в разных вариантах называются «клубами самоубийц». Временем образования «Клуба самоубийц» отца Григория можно считать 2002 год. Как писала газета «Невское время», примерно тогда Лурье заинтересовался молодыми людьми, обдумывающими и высказывающими планы о самоубийстве. Он находил их через суицидные сайты в Интернете и приглашал в свой реабилитационный центр. Лурье арендовал несколько квартир в Петербурге. Одна из них была «штаб-квартирой». По опубликованным рассказам очевидцев, обычно там тусовалось одновременно человек по пять. Они приезжали из разных городов. Бывало, в эту квартиру набивалось и по несколько десятков человек.
Подопечными Лурье, как описано в прессе, становились, в основном, люди интеллектуально развитые: учащиеся или выпускники высших учебных заведений; многие из них успешно закончили школы, получили золотые медали. К моменту появления в клубе некоторые уже успели найти интересную работу, зарабатывали нормальные деньги.
И со всем этим молодые люди расставались сразу. Они меняли многообразную жизнь на скучное пребывание в замкнутом пространстве квартиры. В газетах «МК» и «Невское время» подробно переданы рассказы суицидников о времяпрепровождении. Их день начинался часа в два-три дня, продолжался вялым шатанием по квартире, курением, выпивкой, обсуждением литературы, фильмов о самоубийствах, а также конкретных примеров самоубийств Курта Кобейна, Мерлин Монро, Сергея Есенина и других.
Никакой работы или занятий, лень и деградация. Устав от праздности, суицидники засыпали, а на следующий день все повторялось. При этом некоторые испытывали ненависть к своему «отцу» - Вадиму Лурье. Один парень назвал сборище, в котором пребывал, «кукольный домик имени о. Григория».
Журналисты задавались вопросом, кто все это финансировал? По некоторым сведениям, на содержание мест пребывания суицидников уходило по 2-3 тысячи долларов в месяц. Откуда брались эти деньги, достоверно известно, наверное, только отцу-основателю клуба. Сам Лурье заявлял, что клуб существовал на пожертвования.
Сложно представить, какие же аргументы могли удерживать молодых людей в этом кругу. Аргумент, приведенный в некоторых изданиях, что у подопечных Лурье отнимали паспорта и вообще любые документы, кажется недостаточно убедительным. Развязаться с этой компанией им мешало что-то другое.
Этим другим, видимо, было некое влияние отца Григория, наложенное на представления, казалось бы, успешных подростков о бесцельности жизни и невыносимости бытия, отсутствии причин жить дальше. Обо всем этом, как рассказывали СМИ, молодые люди писали в своих интернет-дневниках.
Вот только некоторые имена участников «Клуба самоубийц»: Катя Черкова и Дима Ромкин отравились психотропными препаратами, Ольга Эмса и Евгений Бойцов спрыгнули с крыши 16-этажки, скрепив руки кожаными наручниками, Алена Купцова наглоталась антибиотиков, Андрей Рыжов выпрыгнул с балкона, Сергей Барсов и Сергей Макаров повесились.
Как писали в прессе, большинство умерших совершали многократные попытки суицида. Лурье не мог не знать о неотвратимых последствиях, тем более, что часть суицидов происходили, со слов самих ребят, чуть ли не в его присутствии. Но ни он, ни другие члены клуба, не пытались отговорить самоубийц от последнего шага. Лурье реагировал на череду смертей по-философски. Представителям прессы он заявлял: «что поделать — некоторые уходят». А своим подопечным говорил, например: «У всех у вас — неизлечимая болезнь. Поэтому вы все смертники». В «Живом журнале» он однажды поместил текст с названием «Зооферма», в котором отзывался о своем «реабилитационном центре» в Рощино как о ферме, а себя видел в качестве селекционера культуры бактерий.
В газете «Аргументы недели» сообщалось, что в 2004 году Генеральная прокуратура возбудила в отношении Лурье и других организаторов «сообщества взаимопомощи» два уголовных дела по статье 110 УК - «доведение до самоубийства». А в 2006-м, как писало «Невское время», деятельностью Лурье интересовалась прокуратура Ленобласти. Но ни в том, ни в другом случае доказать ничего не удалось. В ноябре 2006-го официальная деятельность интернет-сообщества «Клуб самоубийц» прекращена по представлению Московской городской прокуратуры.
По описанию в светской прессе деятельность Вадима Лурье и «Клуба самоубийц» имеет мало общего с религией. Но на момент тех событий Лурье уже много лет был священником. Также тесно, как с «Клубом самоубийц», его имя связано с расположенной на севере Петербурга церковью Святой Елизаветы. Отец Григорий в открытую совершал там службы, пока в 2005-м ему не запретили это делать за пропаганду антицерковных учений. Тем не менее, Лурье имел отношение к церкви, которая то и дело предлагала прихожанам поклониться мощам Святого Серафима Саровского, Святого Николая, Великомученика Пантелеймона. В городе по этому поводу расставлялись стенды и расклеивались листовки. Хотя происхождение разрекламированных святынь представляется туманным.
Бывший «отец» и сейчас имеет отношение к церкви Святой Елизаветы. Когда мы пришли туда и поинтересовались, где его можно застать, нам ответили: «Владыка Григорий на днях появится на службе».
СВЕТЛАНА СТРЕЛЬЦОВА
Поделиться