Всемирный день туалета отмечают 19 ноября. Он учрежден в 2001 году в Сингапуре ВТО - Всемирной туалетной организацией и призван обеспечить уборным достойный общественный статус (то есть возможность говорить о них открыто), а также привлечь внимание к проблемам 2,5 миллиарда людей, которые не имеют доступа к достаточно чистым и комфортным туалетам.
Всемирный день туалета человечество отмечает 19 ноября. Суть этого праздника, который был учрежден в 2001 году в Сингапуре ВТО - Всемирной туалетной организацией, в том, чтобы обеспечить уборным достойный общественный статус (то есть попросту говорить о них открыто) и привлечь внимание к проблемам 2,5 миллиарда людей, которые, по мнению экспертов ВТО, не имеют доступа к достаточно чистым и комфортным туалетам.
В актуальности этой вечной, как сама жизнь, проблемы любой петербуржец может убедиться, например, после очередного домашнего матча «Зенита», прогулявшись по дворам в окрестностях стадиона «Петровский». Пользуясь случаем, «Фонтанка» вспоминает яркие страницы истории городских общественных уборных.
С момента основания Петербурга публичные туалеты устраивались при гостиных дворах, рынках, трактирах, в портах, на берегах рек и каналов. Для дворников, щвейцаров, уличных торговцев и жителей подвальных этажей во дворах строились «ретирадники» (от французского retirer – удаляться) – деревянные сарайчики c дыркой в полу. Домовые туалеты также сооружали в пристройках к зданиям и на лестничных клетках. Для приема стоков выкапывали выгребные колодцы, стены которых обшивали деревом или камнем.
Экскременты из ям извлекались, как правило, черпаком в открытые бочки. Ассенизационный обоз располагался на Васильевском острове, а кроме того действовала масса частных золотарей. Летом нечистоты на специальных лодках, которые вмещали до 300 возов, вывозили по Смоленке и Ждановке за Лахту, где спускали в море.
Описание уборной в петербургском доме XVIII века оставил японский исследователь Кацурагава Хасю в своем труде «Краткие вести о скитаниях в северных водах», который он составил по мотивам своего путешествия в Россию в 1794 году. Кацурагава писал: "уборные называются по-русски нудзуне, или нудзунти (то есть «нужник» - прим. «Фонтанки»). Даже в 4-5-этажных домах нужники имеются на каждом этаже. Они устраиваются в углу дома, снаружи огораживаются двух-трехслойной стенкой, чтобы оттуда не проникал дурной запах <...> Над полом в нужнике имеется сидение вроде ящика высотой 1 сяку 4-5 сунов. В этом сидении вверху прорезано отверстие овальной формы, края которого закругляются и выстругиваются до полной гладкости. При нужде усаживаются поудобнее на это отверстие, так чтобы в него попадало и заднее и переднее тайное место, и так отправляют нужду. Такое устройство объясняется тем, что в России штаны надеваются очень туго, так что сидеть на корточках, как делают у нас, неудобно".
Попали общественные уборные и в русскую литературу. Например, Александр Пушкин в своей сатире на самого императора Александра I «Ты и я» писал:
Ешь ты сладко всякий день,
Тянешь вина на свободе,
И тебе нередко лень
Нужный долг отдать природе;
Я же с черствого куска,
От воды сырой и пресной
Сажен за сто с чердака
За нуждой бегу известной.
Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;
Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.
Жена Федора Достоевского Анна Сниткина вспоминала, как однажды на прогулке муж завел ее в укромный двор и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи. «Боже! Как ты нашел его? Зачем ты вообще зашел сюда?» — удивилась Анна Григорьевна. Федор Михайлович в ответ фыркнул: «А затем, зачем ходят в укромные места прохожие!»
Что еще мог ответить писатель, если первый полноценный общественный туалет в Петербурге открылся в 1871 году близ Михайловского манежа. По иронии судьбы на его месте ныне стоит памятник другому классику русской литературы — Ивану Тургеневу. Туалет представлял собой будку на каменном фундаменте под железной крышей с газовым освещением.
Однако до решения проблемы было по-прежнему далеко. Путеводитель по Санкт-Петербургу 1896 года сообщал, что писсуаров и ватер-клозетов в городе очень мало. Пользоваться ими очень неудобно. Но в каждом дворе имеются так называемые отхожие места или ретирадники. Однако мужчинам туда можно заходить только в случае крайней необходимости, а дамам и вовсе невозможно.
Тем не менее, новые уборные появлялись. Например, у здания Сената, в Гостином дворе, в Чернышевом переулке, на Загородном проспекте, у Технологического института, в здании Почтамта (один из первых платных туалетов), на всех вокзалах, на Сенной площади, в Корпусном дворе.
В первые годы XX века архитектор Алексей Зазерский построил в Александровском саду, у Николаевского (ныне Благовещенского) и Тучкова мостов, а также у Мариинского театра четыре примечательных уборных, архитектурой похожих на небольшие особняки. Туалеты имели 4 входа, два обычных — «М» и «Ж», а ещё отдельно для мальчиков и девочек. С этими клозетами связана городская легенда, согласно которой некий купец полюбил неизвестную высокородную даму. Объяснение произошло в Александровском саду — дама отказалась пойти на мезальянс. Тогда уязвленный коммерсант и построил на том самом месте общественную уборную, вид на которую открывался из апартаментов дамы, а внешний облик повторял архитектуру ее дачи в уменьшенном масштабе. От обиды дама переехала на Васильевский остров, но упрямый купец продолжал свои преследования, и так в городе появилось еще три общественных уборных. А первый туалет в Александровском саду был снесен в 60-е годы прошлого века при строительстве метро «Горьковская».
Проблема нехватки общественных уборных стояла и перед молодой советской властью, тем более после лихолетья революции и гражданской войны. В 1923 году Сергей Есенин предлагал свое радикальное и, надо сказать, вполне большевистское решение. В поэме «Страна негодяев» он писал так:
Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячи лет,
Потому что...
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Странный и смешной вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы божие...
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие..
В репрессивном советском обществе общественные уборные как место, с одной стороны, публичное, а, с другой, в достаточной мере интимное, выполняли не только свою непосредственную функцию, но и обслуживали разного рода активность граждан, которую они не хотели светить перед властями. Так, например, ныне закрытый туалет на Садовой, 13/15 служил примерочной для клиентов фарцовщиков с "Галеры" Гостиного двора. Многие общественные уборные были местом, где искали себе партнеров гонимые советской властью гомосексуалисты.
Проклятые, как теперь принято говорить, 90-е чуть не пресекли историю системы общественных туалетов в городе. Особенно чистыми они не были никогда, а тут убирать в них совсем перестали. Уборные массово закрывались, а помещения конвертировались под какой-нибудь другой бизнес. В основном, это был общепит, благо размеры позволяли, ведь старорежимный общественный туалет - это не нынешняя пластиковая биокабинка, а мощное сооружение, площадью метров под сто. Так, например, павильон бывшего туалета, расположенный в Михайловском саду, ныне занимает ресторан «Паркъ», а в полуподвальном помещении общественной уборной на Рубинштейна, 3 расположился паб «Телеграф». Кстати, стоит отметить, что рост числа кафе и баров — это вполне альтернатива общественным туалетам. В большинстве заведений, если это, конечно, не ресторан с «мишленовскими» звездами, вполне благосклонно смотрят на посетителей, которые хотят воспользоваться только их удобствами. Тем более, что это предписывает негласный городской закон. В конце концов, можно за это оставить и на чай.
Несмотря на то, что ГУП «Водоканал», в ведении которого находится 130 стационарных туалетов, 407 передвижных кабин, 79 модульных уборных и 7 комплексов из двух автобусов по 17 мест каждый, планирует до 2011 года довести число объектов до 1055, в то, что проблема, наконец, будет решена административными мерами, верится мало. Даже тысяча туалетов (это уже вполне уровень международных стандартов, по которым в мегаполисе одна уборная должна приходиться на 5 тысяч жителей) вряд ли отвратит от лона природы привыкших «ходить налево» граждан. Ведь не в каждом месте есть туалет «шаговой доступности».
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру