В России правопорядку сейчас уделяют особое внимание. Пока государственные мужи ломают голову, как искоренять преступность в глобальном плане, общественники выступают с частными идеями. В Москве, например, с начала декабря на улицы собираются выйти православные дружины. Насколько эта инициатива хороша для многоконфессионального государства, пыталась понять "Фонтанка".
Создать православные народные дружины предложил заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин. Как пишет Newsru.com, один такой отряд уже сформирован, хотя МВД едва успело рассмотреть предложение РПЦ и выразило «заинтересованность» в этом проекте.
Миссионерское общество святого апостола Фомы готово к работе и с 1 декабря выйдет на улицы Москвы. В отделении Союза православных граждан почему-то связали необходимость патрулирования с кризисом. Дословно: «в некоторой степени такие действия продиктованы возможными последствиями финансового кризиса, в частности, безработицей». При этом дружинники обещают нести образ гражданского миролюбия и пресекать всякие проявления экстремизма, отмечает издание. Как именно они будут делать это – не сообщается.
«Фонтанка» поинтересовалась у экспертов, могут ли такие идеи стать панацеей от усложнения криминогенной обстановки в стране. И вот какие мнения услышали.
Юрий Вдовин, заместитель председателя организации «Гражданский контроль», правозащитник:
- Это чушь собачья. Никаким образом православные народные дружины не смогут искоренить экстремизм, нужно не потакать экстремистским проявлениям и не разжигать рознь на государственном уровне. Это мне все напоминает советские методы работы, но под религиозным соусом.
Андрей Кузнецов, координатор Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ)в Петербурге:
- В светском государстве за безопасность должны отвечать правоохранительные органы. Когда они непонятно чем занимаются, появляются такого рода идеи, но я к ним отношусь скептически. Им не дадут реально работать, так как никто не захочет делиться властью, никто не захочет, чтобы люди, ставшие на борьбу с преступлениями, в соответствии со своими идеями и взглядами мешали росту коррупции в рядах правоохранительных органов.
Марк Грубарг, председатель Еврейской общины Петербурга:
- Опыт народных дружин уже был в России, был достаточно полезным. За границей тоже действуют общественные дружины. В Германии, допустим, решили, что это не нужно. В Швеции, наоборот, народные дружины активно действуют. В России нужно активизировать работу милиции, действующей на улицах. Россия – многоконфессиональная страна. Нельзя делить людей по конфессиональному признаку, в период кризиса это может быть наиболее опасно. Разделение по конфессиям может создать дополнительное напряжение.
Вячеслав Степченко, руководитель пресс-службы ГУВД по Петербургу и Ленобласти:
- В ГУВД готовы оказывать содействие православной народной дружине, если ее деятельность будет согласована с комитетом по законности и правопорядку Смольного. Если они согласуют, то мы обязательно с ними встретимся и обговорим все возможные формы сотрудничества. Мы сейчас активно работаем с районными ДНД, совместно патрулируем улицы.
Между тем, это не первая попытка создать добровольные православные дружины. Движение «Наши» в Москве патрулирует улицы уже несколько лет, это только на берегах Невы инициатива не прижилась. Зато в Петербурге в прошлом году решили организовать народную дружину по борьбе с наркотиками и наркомафией. Общественники обратились к Госнаркоконтролю и милиции с предложением о совместной работе. Петербургские казаки тоже не отстают. Они собираются создать казачью экологическую полицию, чтобы следить за санитарным состоянием лесов и водоемов.
Если вернуться к истории вопроса, то первые добровольные народные дружины (ДНД) появились в России в 20-х годах прошлого века. Добровольности, правда, в этом было мало - в ДНД привлекали по разнарядке, спущенной предприятиям из местных партийных комитетов. Дружинники получали три отпускных дня, путевку в санаторий и привилегии при получение жилья.
В 1989 году система ДНД развалилась. Но уже в середине тревожных 90-х дружины стали возрождать, причем на добровольной основе. В Москве в 2001 году народные помощники милиции получили право на льготный проезд в транспорте (им приходилось дежурить по четыре часа каждую неделю). Тех, кто в течение месяца не появлялся в штабе, правда, исключали. Сейчас в России действует более 36 тысяч народных блюстителей порядка. В структуре некоторых добровольных народных дружин есть даже специальные организации, работающие в помощь сотрудникам дорожно-постовой службы.
Журналисты «Фонтанки» представили, что может быть создана и православная дорожная дружина. Останавливает вас, к примеру, дружинник в рясе, а на нем, как положено, жилет, а на спине аббревиатура ДПС.
- Грешен ты, сын мой, - говорит православный дорожный дружинник, - на запрещающий сигнал светофора проехал. Но грех твой можно искупить добровольными пожертвованиями. 700 рублей в кассу внести.
Вот такая индульгенция получается...
Марина Зеленая,
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру
Поделиться