Сейчас

-6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-6˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как -10

2 м/с, с-з

765мм

73%

Подробнее

Пробки

1/10

Дмитрий Буренин: надеюсь, чиновники живут на одну зарплату

412
ПоделитьсяПоделиться

Чем опасна коррупция и как ее обнаружить, как совершаются финансовые преступления и как их не допустить, каким должен быть ревизор и почему его все боятся - об этом знает председатель Комитета финансового контроля Дмитрий Буренин. В контрольных органах города Буренин работает с 2001-го года. Тогда он стал председателем Контрольно-счетной палаты Петербурга. А в 2004-ом году перешел на работу в Смольный по предложению губернатора, возглавив специально созданный Комитет финансового контроля. В полномочия органа входит контроль за расходованием бюджетных средств, получаемых исполнительными органами власти Петербурга, ГУПами и государственными учреждениями, а также за размещением горзаказа и исполнением контрактов.
В разговоре с корреспондентом "Фонтанки" выяснилось, что финансовым контролем Дмитрий Буренин занимается уже 15 лет. В 1993 году его пригласил работать в городскую мэрию Анатолий Собчак, с которым Дмитрий Буренин познакомился еще будучи студентом ЛГУ:
- Тогда, в 93-ем, я занимал должность замдиректора департамента по потребительскому рынку, на самом деле, фактически взаимодействовал с мэром, и у меня были функции контролера. Тогда весь город занимался торговлей. Довелось принимать участие и в создании нормативной базы для этой сферы, и базы для налоговой инспекции. А уже в 2001-ом году возглавил Контрольно-счетную палату. С 2004-го года перешел на работу в Смольный, в КФК.

- Какие сферы в горхозяйстве сегодня вызывают наибольшее беспокойство?

- Те, в которых предусмотрены скрытые работы: благоустройство, инженерная инфраструктура, ремонт фасадов. Например, укладывается асфальт во дворе. Фирма — подрядчик без постоянного технического надзора может сделать работу не полностью. А для того, чтобы их приняли и оплатили по контракту, единственный выход, который находит бизнесмен — это попытки «договориться» с чиновниками, которые, к сожалению, как показывает практика, могут пойти на это и закрыть глаза на недоделки. Мы должны понимать, что физически невозможно посадить финансовых контролеров на все крыши, которые ремонтируются; чтобы они лазали по лесам-фасадам, которые реставрируются и ходили по всем дворам, которые благоустраиваются.

- Недавно Смольный закупил несколько автомобилей «Ауди А8». По конкурсу. Но заявка на закупку автомобилей была сформирована так, что другие автомобили закупить было нереально. Это не коррупция?

- Это — не коррупция, потому что это явление подразумевает финансовую выгоду, а здесь ее нет. "Ауди" закупались через аукцион. Более открытую процедуру придумать невозможно. И поставить автомобили могла любая компания. Никакого формирования заказа под конкретного производителя не было. Существует много фирм, торгующих "Ауди". А что, вы хотите, чтобы пришли производители "Жигулей"?

- А в чем заключается производственная необходимость именно такого автомобиля, за 4 миллиона рублей каждый? Можно было просто обновить парк "Вольво"... в два раза дешевле...

- По традиции у чиновников есть две привилегии - это медицинское обслуживание и транспортное обеспечение. Возможно, когда-нибудь это отойдет в прошлое. «Ауди» - безопасная машина. Это - основной аргумент ее приобретения. От каждого из членов правительства зависит решение важных проблем жизнедеятельности города. И их безопасность — государственная задача.

- «Шевроле Тахо» - тоже безопасная машина...

- Вы ошибаетесь. Кроме того, «Ауди» более мощная и быстрая машина.

- Члены правительства передвигаются по городу с мигалками...

- Я не видел, чтобы они передвигались со спецсигналами…

- Значит, члены правительства передвигаются по пробкам. В таком случае, по каким трассам в середине дня автомобили без мигалок могут быстро ездить, используя всю свою мощность и скорость?

- Я искренне вам говорю, была бы моя воля - я бы сам сел за руль. Можно было бы сэкономить на шофере. Но есть определенный порядок для членов правительства, который этого не предусматривает.

- Многие увольнения «по собственному желанию» в Смольном связывают, в том числе, с вашей работой. Если проанализировать кадровые перестановки последних лет, на какие увольнения повлияли проверки КФК? В разное время «с вопросами» со своих постов ушли Владимир Бланк (КЭРППиТ) Александр Дацюк (транспорт), Николай Буров (культура), Александр Бобров (энергетика), Александр Викторов (КГА)...

- Кадровые вопросы в Смольном решает губернатор и правительство. При этом, конечно, используется различная информация о деятельности чиновников, в том числе и результаты наших проверок. Однозначно могу сказать, что из этого перечня с проверками КФК уход Бурова и Викторова не связан.

- Почему за последние годы не было скандалов, связанных с разоблачением коррупции?

- Потому что с приходом новой администрации, по сравнению с прежней, в городе изменилось отношение к расходованию бюджетных средств. Радикально изменилось! Если при прежней администрации, которую возглавлял Владимир Яковлев, коррупционные скандалы были перманентным явлением, то сейчас у нас ничего подобного не происходит. Но это не потому, что у нас кто-то хочет не замечать каких-то явлений и каких–то нарушений.

- Сейчас, что, стало сложнее что–то доказывать?

- У нас раньше было допустимо, что вице-губернаторы подписывали фиктивные акты, не задумываясь о том, что они делают. Об этом я знаю по итогам проверок, которые проводила контрольно-счетная палата. И мне бы не хотелось сейчас ворошить старое, но я искренне считаю, что та атмосфера, которая царила в администрации Владимира Яковлева, радикально отличается от той, которая царит сейчас. Валентина Матвиенко на несколько порядков более сильный губернатор, в том числе и по своим человеческим качествам, нежели предыдущий. И у нее есть жесткая позиция по отношению к незаконному расходованию средств бюджета, она постоянно эту позицию поддерживает. Нет сейчас возможности коррупции, например, на уровне правительства. Потому что члены правительства, вице – губернаторы, не подписывают финансовые документы. Я могу привести пример, опять же, с распределением тех же земельных участков. Что было при прежней, что при нынешней администрации? Как их строители получали раньше, не знал никто, кроме этих строителей и конкретных чиновников. У нас сейчас этот процесс открытый и происходит на заседаниях правительства. Другой пример: у нас раньше существовала масса акционерных обществ и ГУПов при прежней администрации и, будучи председателем контрольно-счетной палаты, я постоянно указывал на то, что мы никоим образом не контролируем деятельность этих акционерных обществ и ГУПов и не знаем фактически о результатах их хозяйственной деятельности. То есть эти акционерные общества и ГУПы замыкались на отдельных членов правительства, председателей комитетов. При этом не было никакой достоверной информации об их деятельности. С приходом губернатора Матвиенко в этой части ситуация радикально изменилась. Был проведен анализ всех акционерных обществ, ГУПов, город избавился от ненужных ему активов. Причем мы сделали это гласно, открыто, на конкурсной основе. Например, известно, что была продана часть акций гостиницы «Москва», кому и за сколько.

-Вы хотите сказать, что все члены городского правительства и чиновники Смольного живут исключительно на зарплату?

- Убежден, что да.

- Вы же понимаете, что это не так...

- Я надеюсь, что это так. Ведь до сегодняшнего финансового кризиса, на самом деле, очередей на чиновничью работу особо не наблюдалось. Я могу привести пример. Допустим, по своему комитету. В КФК работает 30 сотрудников, 4 ставки свободны. Мы проводим конкурсные процедуры на эти вакантные должности, но к нам не идут. Если чиновник работает честно и по закону, то зарабатывает очень трудный и неблагодарный хлеб. Сотрудники комитета по финансовому контролю часто работают по субботам и воскресеньям. И единственный стимул, который у них есть – это карьерный рост. На сколько хватает моих возможностей и полномочий, я попытаюсь этот карьерный рост им обеспечить.

- Какая у вас зарплата?

- Лично у меня - порядка 80 тысяч рублей.

- Чем занимаются эти 30 сотрудников КФК? За те годы, пока существует Комитет, практически никакой информации о его деятельности не было

- Задача, которая стоит перед комитетом, состоит в том, чтобы выявить нарушения по расходованию средств бюджета и добиться их исправления еще в процессе проверки, чтобы они впредь не совершались. Устраивать громкие скандалы - не входит в наши задачи.

- Но это - общие слова....

- В прошлом году на деятельность Комитета финансового контроля было выделено 27,5 миллиона рублей. Фактически было потрачено 22. А нарушений сотрудники выявили на 300 миллионов. За 9 месяцев текущего года выявлено нарушений на 280 миллионов рублей. Когда мы обнаруживаем нарушения, предлагаем их исправить. Грубо говоря, если контролеры обнаружили, что какие-то работы не сделаны — они все равно должны быть выполнены в соответствии с контрактом. Если мы нашли какое–то нарушение в одном районе, автоматически рассматриваем эту тематику в других районах. А когда работы выполнить невозможно, мы заставляем эти деньги вернуть обратно в бюджет. У нас даже есть специальный счет, на который эти деньги возвращаются.

- Сегодня много говорят о коррупции. Что это, по-вашему?

- Коррупцию можно рассматривать как общественное явление или как действие, направленное на извлечение незаконного дохода. Больше всего поражено этой «заразой» среднее и низшее звено чиновничества. Но это действие сопряжено участием двух сторон. С одной стороны - это чиновники, с другой – представители бизнеса. Не согласен с точкой зрения людей, считающих, что коррупция – это исключительное явление, которое существует среди чиновников. Уверен, что порождено всем обществом. Мой любимый фильм «Убить дракона» Марка Захарова. И считаю, что желание побороть коррупцию должно возникнуть в голове каждого гражданина. То есть каждый должен убить в себе дракона. Каждый, когда идет к врачу и дарит ему шоколадку, не представляя, как можно поступить по-другому, или нарушая правила дорожного движения, предполагая, что впоследствии может откупиться. Проблема не только в чиновниках, врачах и гаишниках, то есть не только в тех, кто берет взятки, но и в тех, кто их дает, то есть с людьми, которые провоцируют это явление. В среде чиновников коррупционные связи провоцируются бизнесом. Мне кажется, чтобы побороть коррупцию, мы должны отслеживать доходы всех граждан России старше 18 лет.

- Это похоже на тотальный контроль...

- Нет, он должен быть выборочным. Финансовый и налоговый контроль не должен быть всеобъемлющим и всепоглощающим, контроля вообще не должно быть много. Просто граждане по достижению 18 лет должны декларировать свои доходы. Может быть, необязательно делать это ежегодно, может быть, это надо делать раз в два года, чтобы люди у нас не стояли в очередях и не отрывались от своей непосредственной деятельности. Но, осуществляя это, мы сможем понять, почему некоторые студенты ездят на «Бентли», и почему у некоторых «простых» граждан есть недвижимость в Испании, Черногории и в других европейских странах. Сможем понять, на какие деньги строятся многомиллионные коттеджи. Если мы хотим ее победить, нужно, чтобы государство смогло задать вопрос любому гражданину, откуда у него та или иная собственность, откуда те или иные доходы.

- Какие ведомства были проверены КФК в этом году?

- В 2008-ом году мы проверяли деятельность Комитета по молодежной политике, Колпинский район, Фрунзенский, Пушкинский районы, Комитет по энергетике, по образованию, КБДХ - по вопросам уборки территории, ряд муниципалитетов. Деятельность семи комитетов мы мониторим в постоянном режиме. Это комитет по здравоохранению, по социальной политике, жилищный комитет, комитет по строительству, КУГИ, КБДХ, комитет по транспорту. Второе направление - проверки деятельности отдельных главных распорядителей. Их больше 60. Третье направление – проверка размещения государственного заказа. Кроме того, мы занимаемся обращениями граждан, правоохранительных органов, прокуратуры и непосредственными указаниями губернатора.

- Какие проверки в работе намечаются?

- Заканчивается проверка по городским кладбищам, по проекту стадиона на Крестовском острове, расходованию субсидий, выделенных муниципалитетам.

- Очень многим не нравится, когда их проверяют. Особенно, когда есть нарушения и люди знают, что они есть. Вы спокойно ходите по улицам?

- Когда заканчивал университет, не планировал заниматься финансовым контролем. Сегодня, уверен, у ревизоров есть только один иммунитет - работа исключительно на государство. Это в большей степени его защищает от каких–то катаклизмов, которые теоретически произойти, конечно, могут.

- Инциденты, угрозы какие – нибудь были за время вашей практики ?

- Были. Они, в основном, касались периода конца девяностых годов и времен работы в Контрольно-счетной палате города.

Беседовала Александра Медведева
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close