Дворец великого князя Алексея Александровича, от вида которого еще совсем недавно у петербуржцев с жалостью сжималось сердце, скоро перестанут называть «забвению преданный дворец». Уже 25 декабря в нем зазвучит музыка. Именно этот объект КГИОП выбрал, чтобы отметить 90-летие.
Дворец великого князя Алексей Александровича, от вида которого еще совсем недавно у петербуржцев с жалостью сжималось сердце, скоро перестанут называть «забвению преданный дворец». Уже 25 декабря в нем зазвучит музыка. В четверг губернатор Валентина Матвиенко осматривала последние этапы реставрации. Еще не везде на стенах шелка, а на потолках люстры, но возрождение старинных интерьеров идет довольно быстро. Именно этот объект КГИОП выбрал сегодня для того, чтобы отметить собственное 90-летие.
Дворец великого князя Алексея Александровича Матвиенко посетила одним из первых после вступления в должность губернатора. Объезды главы города тогда еще воспринимались как новшество, а разносы подчиненных во время выездных совещаний — как сенсация.
В апреле 2004 года правительственная делегация ходила по запущенным залам, со стен которых торчали лохмотья обивки. Тогда выяснилось, что с начала 90-х годов зданием управляла московская кампания «МИА Модус Вивенди». Но за годы аренды дворец не только не восстанавливали, но и никак не использовали. Тогда Валентина Матвиенко дала указания связаться с генеральным директором фирмы, чтобы на следующей неделе он приехал лично к губернатору с заявлением об отказе от помещений.
После того, как дворец у компании с сомнительной репутацией отобрали, многие еще пытались претендовать на его использование. Но было принято решение разместить в особняке Дом музыки. Сегодня, осматривая здание, Валентина Матвиенко не смогла удержаться от воспоминаний, связанных с историей возрождения дворца. Об этом губернатор говорила по ходу осмотра десяти залов особняка и позже - на юбилее.
Сотрудников КГИОП поздравляли с 90-летием в Английском зале, где еще не завершены работы. Валентину Ивановну наградили первой. От всего коллектива КГИОП ей вручили почетную грамоту с занесением в личное дело «За большой вклад в развитие охраны памятников». Вера Дементьева долго перечисляла, сколько памятников Матвиенко удалось спасти еще со времен 80-х годов, выселив из помещений режимные, военные объекты, научные институты и другие организации, запустившие памятники до неузнаваемого состояния. В список попали: Михайловский, Строгановский, Шереметьевский, Гатчинский, Меншиковский дворцы, усадьба Державина и многие другие объекты. Валентине Матвиенко хоть все это и было приятно, но тем не менее, время от времени она делала характерные, едва заметные жесты в сторону Веры Дементьевой, ставя ладони «крест-накрест», тихо произнося «заканчивай», правда, с довольной улыбкой.
Чуть позже губернатор в ответ одарила КГИОП благодарственной грамотой и вспомнила, как действительно отвоевывала Строгановский дворец: «Для высвобождения нужно было предпринимать множество усилий. Каждый день. В Строгановском дворце располагался режимный объект. Я позвонила, сказала, что приеду. Мне же сказали, что меня не пустят — нужно разрешение Минобороны. Я приехала явочным порядком, сказала, чтобы немедленно открыли двери. Когда я увидела, что стены покрашены зеленой краской в пять слоев, поверх которых электрическая проводка, сказала: «Вы — преступники, вас не выселять, вас немедленно выгнать надо».
Другая история Валентины Матвиенко была о том, как не без усилий появился в городе музей Бенуа. Наследник был стар и болен и хотел оставить экспонаты, которые вошли бы в коллекцию музея: «Мы со Знаменовым нашли дом Бенуа в Петергофе, в котором царила жуткая картина — это была коммуналка с временными перегородками и туалетом посреди коридора, почти не огороженным. За 7 месяцев мы не только расселили дом, но и привели его в нормальное состояние. Без проекта, без документов, без денег. Мы говорили компаниям: «Мы вам обязательно заплатим, но у нас есть всего полгода». Когда помещение под музей было готово, наследник лежал уже на смертном одре. Знаменов поехал в Италию, и наследник подписал дарственную. Через месяц он умер. То, как мы перевозили наследие — отдельная детективная история».
И все было бы ничего, если бы в этом году не сотрясали Петербург архитектурные скандалы. Весь год активисты различных общественных организаций обвиняли губернатора в том, что она как раз-таки разрушает исторический центр, не восстанавливая исторические объекты, а снося здания, наполняя объекты «новоделом». «Живой город» даже составил список из сотни «утраченных и уничтоженных» объектов. Самый громкий скандал был связан со зданием биржи на Васильевском острове. Обсуждение этой проблемы и признание градостроительной ошибки потянуло за собой обсуждение всех остальных спорных объектов в Петербурге. Даже Градсовет признал: классическая панорама в Петербурге испорчена, красота уничтожена. И до сих пор при упоминании исторических памятников вспоминается будущая гостиница с бассейном на углу Невского и набережной реки Мойки, здания около Невского паласа и еще несколько нашумевших адресов.
На фоне этого возрождение дворца великого князя Алексея Александровича все же воспринимается как настоящий праздник. Реставрация проекта обошлась в 424 миллиона рублей, подлинные интерьеры там воссозданы почти на 90 процентов. И сегодня ни у кого не возникло сомнения, что Дом музыки откроют уже в конце декабря.
СПРАВКА:
Дворец великого князя Алексея Александровича был построен по проекту архитектора Максимилиана Месмахера в 1883–1885 годах. Автор был воспитанником петербургской Академии художеств. В отличие от других дворцов, принадлежащих императорской семье, это здание находилось в не самой оживленной части города, неподалеку от верфей. Алексей Александрович служил адмиралом российского флота, но, по свидетельству современников, его более интересовала личная жизнь, а не государственные дела. Дворец признан шедевром эклектики. Своей романтической круглой башенкой он напоминает средневековый французский замок.
Александра Медведева
Фонтанка.ру