Регулярное движение по рекам и каналам в Петербурге начнется уже в будущем году. Речные трамвайчики будут ходить раз в 15-30 минут и стоить 50—80 рублей. Пристани отдаются в ведение ГУ «Управление водного транспорта», которое два месяца назад возглавила Ольга Каргина — экс-руководитель компании «Русские круизы». В четверг она впервые появилась перед общественностью в качестве госуправленца.
Поводом для пресс-конференции стали публикации СМИ, в которых куратор этого направления — Комитет по транзитно-транспортной политике - обвинялся в попытках монополизировать рынок водных перевозок, передав все городские пристани в руки некой коммерческой структуры. Также сообщалось, что российское отделение международной аудиторской компании Grant Tornton выиграло городской тендер на создание финансово-экономической модели системы маршрутов водного пассажирского транспорта. (Подобная модель была представлена уже два месяца назад на заседаниях ЗакСа и Морского совета — авт.). Все это вызвало опасения неназванных представителей Ассоциации владельцев пассажирских судов, на которых ссылались журналисты.
Николай Асаул и Ольга Каргина поспешили развеять все подозрения. Все пристани города действительно передадут в одни руки. Тем более, что в этом году заканчивается большинство договоров их аренды частными компаниями. По словам Николая Асаула, ни в одном крупном речном европейском городе нет практики сдачи набережных частникам. И хотя арендаторы совершенно законно (выплачивая ренту) ограничивали доступ к «своим» причалам чужих судов, ныне пришло время положить этому конец. Новая система позволит, например, экскурсионному кораблику по желанию клиентов подойти к любой пристани. А частные катера, не занимающиеся извозом, по словам Ольги Каргиной, вообще на небольшой срок смогут швартоваться у них бесплатно.
Управлять пристанями будет возглавляемое Каргиной «Управление водного транспорта», а вовсе не частная компания. До конца года на уровне городского правительства должна быть утверждена новая нормативная база, на основе которой будут строиться отношения водных перевозчиков и властей. Теперь вместо договоров аренды с КУГИ, компании будут заключать договор на оказание услуг с ГУ «Управление водного транспорта». По нему госоператор пристаней должен будет обеспечить не только подход судов, но и целый комплекс услуг — от подачи на причалы электричества до организации перед ними пешеходных переходов для удобства пассажиров. При этом, по словам Ольги Каргиной, новые договоры будут, как и старые, заключаться на три года. А если судовладельцы предоставят инвестпроекты по развитию собственного флота, то срок может быть продлен до пяти и даже десяти лет.
Вся система пристаней будет завязана на 10—12 «городских водных станций» - центральных развязок, которые призваны состыковать ныне действующую систему водного экскурсионного обслуживания, создаваемую систему регулярных пассажирских маршрутов и водного такси. К каждой водной станции смогут причаливать суда любого типа, однако к разным участкам причальной стенки.
По мнению председателя КТТП, это поможет обеспечить хороший уровень конкуренции и эффективную систему пересадок на регулярных маршрутах. Фактически это значит, что конкурс на обслуживание каждой линии будет проводиться отдельно. Например, линию от Кронштадта до Дворцового моста будет обслуживать один оператор на «Метеорах». Дальше - от Дворцового по Неве - можно будет отправиться на теплоходах типа «Москва» уже иной компании, просто перейдя на другой участок причала.
В любом случае, регулярные рейсы речных трамвайчиков будут дотационными. Добиться того, чтобы они были привлекательны для пассажиров, то есть достаточно часты и дешевы, должны специалисты Grant Tornton. Речь идет исключительно о финансовой, а не о судоходной стороне вопроса. На эти цели компания получила от города 2,2 млн. рублей, проект должен быть завершен до конца года.
При этом надо отметить, что определенные экономические выкладки и цены на билеты были заложены в Концепции системы водных пассажирских перевозок, которую в целом одобрили еще в октябре, а правительство окончательно примет до конца года. Как пояснила корреспонденту «Фонтанки» Ольга Каргина, те расчеты делались, исходя только из ныне действующих правил. Город же хочет, чтоб судовладельцы занимались только перевозками, обещая взять все прочие вопросы на себя. Проект Grant Tornton должен учитывать эту перспективу и обеспечить приемлемый уровень цен. «Я и как житель города, и как государственный чиновник, считаю бессмысленными билеты за 200 рублей, это никому не нужно», - отметила Ольга Каргина.
По ее словам, за последние два дня все противоречия между городскими властями и Ассоциацией владельцев пассажирских судов были сняты, а ее председатель Евгений Зубарев согласился со всеми предложениями, сделанными на заседании в Смольном. Сам господин Зубарев в беседе с корреспондентом «Фонтанки» заявил, что не готов ничего комментировать до заключения договоров с компаниями. И что ему неизвестны публикации, в которых от имени Ассоциации критиковался бы план КТТП. После этого он повесил трубку.
Сколько будет стоить создание новой транспортной системы — чиновники не говорят. В бюджете на 2009 год предусмотрены 12,3 млн. на содержание ГУ «Управление водного транспорта», 33,8 млн. на организацию системы мониторинга, анализа и управления судами на реках и каналах и 3,5 млн. рублей на создание единой системы городских пассажирских перевозок водным транспортом. И если диспетчерский центр на набережной Макарова, по словам Ольги Каргиной, будет открыт в ближайшее время, то работы по строительству причалов еще даже не «осмечены». Николай Асаул подчеркнул, что небольшая сумма, которая выделена на эти цели, должна символизировать внимание города к этому проекту, а КТТП будет вносить предложения об увеличении финансирования, как только это будет возможно.
Однако оценить уровень необходимых затрат можно уже сегодня. Для проведения в будущем году регаты Tall Ship Races (TSR) город только что закупил 8 понтонов стоимостью 1 млн. рублей и длиной 15 метров каждый. По словам Ольги Каргиной, в городе порядка 300 спусков к воде, большинство из которых планируется оборудовать причалами. Учитывая, что в перспективе город хочет обеспечить их общее внешнее единообразие, восемью понтонами дело явно не ограничится. Так что счет пойдет, скорее всего, на сотни миллионов (если не на миллиарды) рублей.
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру
Поделиться