История гибели обоих учредителей крупной сети аптек «Первая помощь» Владимира Григориади и Алексея Хромова еще ждет своего осмысления. Пока произошедшее вызывает только вопросы, ответы на которые волнуют все бизнес-сообщество, и фармацевтический рынок в особенности. "Фонтанке" стали известны странные подробности гибели бизнесменов.
Дикая, почти мистическая история гибели обоих учредителей крупной сети аптек «Первая помощь» Владимира Григориади и Алексея Хромова еще ждет своего осмысления. Пока произошедшее вызывает только вопросы, ответы на которые волнуют все бизнес-сообщество, и фармацевтический рынок в особенности.
Корреспондентам «ТС» стали известны весьма странные подробности гибели бизнесменов. Создается впечатление, что кто-то очень не хотел, чтобы обстоятельства этих трагедий изучали специалисты.
"Эксперты - лишние"
Владимир Григориади погиб ночью 17 сентября. Он выпал из окна своей квартиры, расположенной на 16-м этаже нового престижного дома на Бассейной улице. У ЧП были свидетели. Они слышали крики и видели, как мужчину в оконном проеме 16-го этажа кто-то пытался удержать. Потом мужчина выпал из окна. Через секунды раздался отвратительный звук разбившегося об асфальт тела.
Далее последовала обычная для подобных ситуаций череда событий: милиция, «скорая»... Однако в отлаженную последовательность действий вкралась странная «ошибка»: на место происшествия почему-то не вызвали дежурного судмедэксперта. Хотя даже в случаях очевидных самоубийств вызов дежурного судмедэксперта обязателен.
После гибели Владимира Григориади у крупного фармацевтического бизнеса остался один владелец - Алексей Хромов. С момента смерти партнера он прожил 2 месяца и 12 дней. Утром 28 ноября родные обнаружили его мертвым. Хромов лежал в луже крови. Выстрелом, предположительно из охотничьего ружья, у него была снесена почти половина черепа.
Официальная версия происшедшего гласила: Алексей Хромов застрелился сам.
Эта версия пока вызывает много вопросов. Так, длина охотничьего ружья «Бенелли», найденного рядом с трупом, больше метра. Чтобы выстрелить из него самому себе в лоб (как в данном случае произошло), надо взять его руками за ствол и спустить курок большим пальцем ноги. От осведомленных источников известно: покойный был не обут, но в носках. Возможно, без носков нажать пальцем ноги на курок было бы проще?
Кроме того, вызывает вопросы и положение ружья. Оно лежало на полу вдоль тела, причем ствол был направлен в сторону ног, а не головы. Почему не наоборот?
И еще: на шее спереди у покойного имелся кровоподтек, форма которого позволяла предположить, что перед смертью он сильно ударился шеей о срез ствола.
Попытки получить комментарии вышеупомянутых странностей в Бюро судебно-медицинской экспертизы успехом не увенчались. Зато выяснилась еще одна странная деталь.
Оказывается, дежурный судмедэксперт на место гибели Алексея Хромова, так же как и на смерть его компаньона Григориади, не выезжал. Видимо, представители правоохранительных органов Московского района просто не сочли нужным его вызвать.
В официальном письме, которое направил в редакцию заведующий дежурным отделением БСМЭ Евгений Попов, говорится: «Вызова дежурного судебно-медицинского эксперта в ночь с 27 на 28.11.2008 в связи с гибелью Алексея Хромова от огнестрельного ранения, а также 17.09.2008 по поводу гибели Владимира Григориади в дежурное отделение СПб ГУЗ БСМЭ не поступало».
Но это вообще нонсенс: даже в нашем разгильдяйском городе еще не было такого, чтобы на «огнестрельный труп» не прибывал судмедэксперт. Ведь в УПК (часть 1-я 178-й статьи) четко сказано: судмедэксперта вызывать обязательно!
И еще одно соображение: логично было бы предположить, что фармацевты имели возможность менее болезненно уйти из жизни, чем полет с 16-го этажа и выстрел в лоб. Взяли бы в любой из своих аптек пару пачек таблеток и...
«Прекрасная кредитная история»
Владимир Григориади выпал из окна после того, как вернулся из Москвы, где вроде бы проводил переговоры с представителями компании «Фармстандарт» - мощного фармацевтического холдинга, чьим основным владельцем является миллионер Виктор Харитонин, которого средства массовой информации связывают с олигархом Романом Абрамовичем.
Мы пишем «вроде бы проводил переговоры», потому что заместитель генерального директора «Фармстандарта» Антон Голубок в ответ на просьбу рассказать о содержании переговоров с совладельцами «Первой помощи» сделал неожиданное заявление: «Представители нашей компании ни с кем не вели переговоров о покупке бизнеса «Первой помощи» или «Генезиса», - сообщил он.
После того, как генеральный директор ЗАО «Первая помощь» Виталий Власов рассказал нам о том, что покойные владельцы бизнеса вели переговоры с представителями «Фармстандарта» незадолго до происшедших трагедий, ситуация стала представляться интригующей. Правда, господин Власов говорит, что не знает подробностей этих переговоров: по его словам, с «Фармстандартом» обсуждалась судьба одного из трех направлений бизнеса - оптового поставщика лекарств ЗАО «Генезис», также принадлежавшего Григориади и Хромову. То ли речь шла о продаже московской компании «Генезиса», то ли стороны договаривались о крупных инвестициях - генеральный директор «Первой помощи» утверждает, что ему об этом доподлинно не известно.
Соответственно, связывать или не связывать гибель владельцев бизнеса с этими переговорами он не может - раз не знает, о чем на переговорах шла речь.
Зато отсутствие конкретной информации предсказуемо дополняют слухи. В фармацевтических кругах говорят, что Григориади с Хромовым собирались продать «Фармстандарту» вообще весь бизнес; чтобы набить цену, искусственно раздули его, в частности наоткрывав множество аптек, в том числе в других регионах. Якобы для этого они набрали кредиты и предприняли некие другие финансовые шаги, которые привели к краху в совокупности. По слухам, на переговорах, после которых Григориади погиб, москвичи предложили ему существенно меньшую сумму, чем та, на которую он рассчитывал, из-за чего вложения оказались бессмысленными...
Виталий Власов кое-что из этого косвенно подтверждает. По его словам, с момента его возвращения в бизнес он вынужден был предпринять ряд мер, направленных на улучшение финансовой ситуации в компании, в частности сократить количество аптек почти на четверть: с 218-ти до 166. Сокращение, как сказал нам Виталий Юрьевич, в основном произошло за счет низкорентабельных аптек в других регионах. Теперь из 166 оставшихся аптек 110 располагаются в Петербурге.
Впрочем, генеральный директор сети категорически отрицает наличие в компании серьезных и даже несерьезных финансовых проблем.
- Финансовое состояние «Первой помощи» сегодня благополучное, - заявил нам Виталий Власов. - Есть определенный кредитный пакет, как и в любом крупном бизнесе. Но в рамках этого кредитного пакета мы чувствуем себя нормально. У нас прекрасная кредитная история, и нет оснований полагать, что будет иначе...
Наверное, он не был бы генеральным директором «Первой помощи», если бы говорил журналистам что-то другое.
Топ-менеджеры вернулись
Любую странную смерть принято анализировать с позиций ее имущественных последствий. Кто станет владельцем имущества покойных? Речь идет о бизнесе, оборот которого в 2008 году оценивается в сумме около 4 миллиардов рублей - такую цифру назвал нам глава «Первой помощи» Виталий Власов.
Правда, в данном случае этот вопрос поднимать пока рано. Ведь, согласно закону, наследники погибших вступят в свои права только через полгода после их гибели.
Между тем изменения в бизнесе, связанные со смертью обоих его учредителей, происходят уже сейчас. Их мало, чтобы делать окончательные выводы, но они, безусловно, интересны для объективного понимания ситуации.
После гибели Владимира Григориади в холдинг возвратилась целая команда топ-менеджеров, которая при покойном оттуда ушла. В частности, вернулись столь серьезные фигуры, как генеральный директор ЗАО «Первая помощь» Виталий Власов и коммерческий директор компании Пётр Грек. Вывод: Алексей Хромов и Владимир Григориади имели разные взгляды на то, как следует управлять бизнесом и кто должен это делать. Хорошо это или плохо - время, как говорится, покажет. Однако результаты не замедлили появиться: тот же Виталий Власов фактически подтвердил, что с его возвращением в компанию вопрос о частичной или полной продаже бизнеса больше не поднимался.
Можно предположить, что про переговоры с «Фармстандартом» в «Первой помощи» теперь постараются забыть.
Так что самый интересный вопрос на сегодняшний день: насколько соответствуют действительности слухи о том, что покойные залезли в невероятные долги еще на этапе подготовки бизнеса к продаже москвичам? Господин Власов, напомним, наличие финансовых проблем у компании категорически отрицает.
Константин Шмелев,
Фонтанка.ру
Полностью материал с комментариями читайте в газете "Ваш тайный советник" от 8 декабря 2008 г.