Конфликт между Ассоциацией владельцев пассажирских судов и городским Комитетом по транспортно-транзитной политике (КТТП) не затихает. Не успели представители власти заявить, что все недоразумения разрешены, как представители Ассоциации предали гласности письмо губернатору Валентине Матвиенко. В нем судовладельцы вновь выражают полное недоверие к действиям Комитета по реформированию отрасли. В претензиях речников разбирался корреспондент «Фонтанки».
Реформа речного транспорта предполагает передачу городских причалов в ведение недавно созданного ГУ «Управление водного транспорта» и развитие в городе системы регулярного пассажирского сообщения по воде. 4 декабря она обсуждалась в Смольном при участии вице-губернатора Юрия Молчанова. Поскольку буквально накануне в ряде СМИ появились сообщения о том, что Ассоциация судовладельцев видит в инициативах КТТП угрозу монополизации отрасли и вытеснения их с рынка, председатель Комитета Николай Асаул и директор «Управления водного транспорта» Ольга Каргина в тот же день на специальной пресс-конференции развеяли эти опасения. Председатель Ассоциации Евгений Зубарев по ее итогам от комментариев воздержался.
Спустя четыре дня, 8 декабря, представители Ассоциации владельцев пассажирских судов неожиданно распространили по СМИ письмо к Валентине Матвиенко, которое отправили губернатору еще 27 ноября, и реакция на которое уже последовала на том самом заседании в Смольном. Зачем судовладельцы пошли на подобный демарш, корреспонденту «Фонтанки» рассказал директор судовой компании «Самсон» Дмитрий Санг (он лично доставил письмо в поддерживающее Ассоциацию информагентство). По его словам, Евгений Зубарев попросту не сообщил о состоявшемся обсуждении обращения к губернатору своим коллегам вечером после встречи с властями, когда члены Ассоциации собрались на очередное совещание. Мотивы господина Зубарева неизвестны, сам он сейчас находится за границей. Однако некоторые собеседники «Фонтанки» предположили, что председатель Ассоциации, который сам не является судовладельцем, зато имеет большой опыт общения с властями, несколько запутался в переговорах.
На своем последнем совещании члены Ассоциации выработали новую резолюцию из четырех пунктов (она была опубликована вместе с письмом к губернатору). В ней судовладельцы признают, что городское правительство вправе не продлевать договоры аренды на причалы, но в Ассоциации не видят оснований для поспешного принятия такого решения.
Во всяком случае, сначала необходимо детально разработать его правовую основу, в частности, генеральное соглашение между Ассоциацией и КТТП, а также типовой проект индивидуального договора оказания услуг. Напомним, в Транспортно-транзитном комитете все это хотят успеть сделать до конца года. Судовладельцы также настаивают на создании совместной с КТТП комиссии для разработки реформы отрасли. «До сих пор стороны ни о чем не договорились. Скорее, просто были обозначены позиции. Это как план Медведева—Саркози, что за ним стоит, каждый понимает по-своему», - отметил генеральный директор судоходной компании «Драйвер» Дмитрий Беленовский.
Вообще диалог Ассоциации владельцев пассажирского транспорта и КТТП пока напоминает разговор двух глухих. 5 декабря Ассоциация направила свою новую резолюцию в Смольный, особо отметив, что Комитет не вступает с ней в контакт для совместной работы. Проект генерального соглашения между Ассоциацией и КТТП до сих пор не обсуждался, а выступать со своей инициативой по проекту договора оказания услуг Ассоциация считает нецелесообразным — для начала надо понять, что ГУ может предложить речникам. При этом, по словам юриста судовладельцев Игоря Калинина, в Ассоциации уже сформирована рабочая группа для взаимодействия с чиновниками.
По словам Дмитрия Беленовского, ранее судовладельцы уже предлагали властям организовать сеть государственных причалов, которые стали бы «остановками» для пассажирских судов регулярного сообщения. А остальные спуски на набережных, как и прежде, отдавать компаниям в аренду. Реакции властей не последовало.
Однако Ольга Каргина говорит, что ни одного такого реального предложения сделано не было. «Единственное, речь шла о возможности прицепить наши понтоны к их дебаркадерам. Но это как? Спуск государственный, у него какой-то частный понтон, а рядом с ним опять государственный. Мы не видим юридических оснований для реализации такого проекта», - заявила она.
Проблема эксплуатации понтонов вообще является ключевой. Во-первых, по словам Дмитрия Санга, в городе действует архитектурно-художественный регламент по пристаням КГИОП, который предполагают чуть ли не индивидуальные габариты причалов у разных спусков. Он не позволит, как это планирует КТТП, создать везде длинные причальные стенки с равным доступом для всех судов. «Регламент два года готовили, за большие бюджетные средства, через это все прошли, и Ольга Каргина не может об этом не знать. Идея с длинными причалами — это абсурд», - говорит Дмитрий Санг. Однако в данном вопросе госпожа Каргина готова проявить политическую волю. «Если городу нужен регулярный водный транспорт и типовые причалы, то это наша функция, а не судовладельцев, обеспечить оперативные коррективы законодательства», - заявила она корреспонденту «Фонтанки».
На сохранении за Ассоциацией прав на конкретные понтоны речники настаивают и потому, что если причалы «национализируют», непонятно, где держать суда, пока они не работают. А равный доступ ко всем пристаням в рабочее время, по словам технического директора компании «Евротранс» Валерия Буланкина, капитаны организуют и сами — на основе общей моряцкой солидарности.
Ранее КТТП обещал, что с будущего года в городе появятся специальные места ночного и технического отстоя. Но как это сделать, не ясно — лишних понтонов ни у кого нет. Сам город, даже в преддверии регаты Tall Ship Races, смог купить всего 120 метров причальных сооружений, и обошлось это в 8 млн. долларов. Для всех городских судов, а только на Фонтанке их не меньше трехсот, этого явно недостаточно.
Однако Ольга Каргина не верит, что сейчас все свои понтоны судовладельцы используют эффективно. В связи с этим она связалась на днях с юристом Ассоциации Игорем Калининым с просьбой предоставить сведения о всей имеющейся причальной инфраструктуре. Мол, только после этого можно будет продолжить хоть сколько-нибудь конструктивный диалог. По словам Игоря Калинина, работа по инвентаризации сейчас в срочном порядке ведется. Заодно будет оценена и стоимость всех понтонов.
Переход причалов под государственный контроль вызывает у Ассоциации беспокойство и в связи с тем, что операционные расходы судовладельцев могут вырасти. Сейчас аренда участка набережной, в зависимости от места, стоит от 300 до 2000 евро в месяц. Какие услуги и по какой цене будет предоставлять Управление речного транспорта, пока не известно — ведь проект соответствующего типового договора еще не готов. Ольга Каргина утверждает, что плата не возрастет. Между несколькими пользователями одного причала сумма будет делиться исходя из специальных коэффициентов, учитывающих количество и класс судов каждого оператора.
При этом, предупреждает Ольга Каргина очередные опасения, конкретные цифры платежей будет определять городской Комитет по тарифам, а не ее ведомство, которое фактически станет естественной монополией. Эта мера, по ее словам, защитит участников рынка от возможных злоупотреблений — ведь Управление не сможет заключать контракты с поставщиками по своему усмотрению и предоставлять услуги по завышенным ценам.
Главная цель, которую преследует реформа, запланированная КТТП — создание системы водного общественного транспорта, реализовать которую власти города пытаются уже не первый раз. И это тоже причина беспокойства для судовладельцев. «Дешевая регулярная линия, которая хотя бы на 60% совпадает с экскурсионным маршрутом, это фактически дотирование туристов», - считает Дмитрий Беленовский. Ведь горожане водным транспортом все равно будут пользоваться мало — даже несмотря на пробки, в Петербурге практически нет более быстрых, чем сухопутные, водных путей, а туристы, вероятно, выберут более дешевый рейс, пусть и без экскурсионного обслуживания.
Ольга Каргина утверждает, что новые линии будут не сильно пересекаться с традиционными маршрутами, однако сразу говорит, что в новой транспортной сети будет 27 направлений. Более того, их ввод - это не долгосрочный проект, а дело ближайших лет. По ее словам, КТТП приложит необходимые усилия, чтобы перевести на эти маршруты имеющиеся суда — это позволит, например, разгрузить Фонтанку, на которой летом сейчас натуральная пробка. Как город будет привлекать операторов коммерческих маршрутов на конкурсы по эксплуатации новых дотационных линий, она не пояснила.
Интересно, что в стройных рядах Ассоциации владельцев пассажирских судов, которых поддерживают и независимые судовладельцы (9 декабря девять из них подписали соответствующую резолюцию), есть только один штрейкбрехер. Это компания «Русские круизы». Ранее Ольга Каргина возглавляла ее, но в связи с новой работой от руководства отошла и даже говорит о планах продажи. В настоящее время директор «Русских круизов» находится на больничном. На вопросы корреспондента «Фонтанки» смог ответить руководитель административного департамента компании Виктор Семиренко, подчеркнув, правда, что он выражает только свое личное мнение. «Я считаю, это правильная позиция, надо все консолидировать в одних руках, чтобы навести порядок», - заявил он.
Ольга Каргина, со своей стороны, призвала представителей Ассоциации владельцев пассажирских судов прекратить дискуссию в прессе. «Я предлагаю общаться в рабочей обстановке кабинета для снятия всех этих беспокойств, которые на самом деле не имеют под собой никакого основания», - заявила она.
Ранее по теме:
Городские причалы частникам не отдадут
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру
Поделиться