В новогодние каникулы затихли споры вокруг транспортных нововведений на Невском проспекте. Возможно, что с началом трудовой вахты страсти разгорятся с новой силой. Горожане вновь начнут требовать вернуть на Невский их любимые маршрутки. Чем вызвана столь негативная реакция петербуржцев на новшества, разбирался корреспондент «Фонтанки».
В сложившейся ситуации нет ничего удивительного. Материал от 19 августа оказался пророческим. Введение новой схемы на Невском не обернулось для многих ничем хорошим. Невский проспект фактически можно сравнить с 25-этажным домом, в котором обустроили лифт, движущийся лишь между 11 и 12 этажами. При этом «строители» недоумевают, отчего же так недовольны «жильцы». Троллейбусы и автобусы стоят пустые в пробке на Староневском проспекте. По словам водителей, в ней они теряют от 30 до 50 минут, в то время как в выходные дни весь маршрут они проезжают за час. За этими «скромными» минутами в заторах скрываются громадные экономические потери, которые несёт наш город.
За один час работы троллейбус или автобус собирает порядка 300-400 рублей выручки. Кроме этого, ГУП «Организатор перевозок» компенсирует провоз пользующихся едиными проездными билетами. Условно примем, что за 1 час единица транспортного средства «перевозит» около 500 рублей. Если из 8 часов на линии 4 часа будет потеряно в заторах, то ежедневная недополученная прибыль составит около 2 тысяч рублей с единицы транспортного средства. Сегодня на Невском работают более 100 троллейбусов, 60 автобусов от «Питеравто» и приблизительно столько же от ГУП «Пассажиравтотранс». 250 единиц подвижного состава умножим на 2 тысячи рублей. Сумма в полмиллиона рублей, конечно, получена довольно приблизительно. Она показывает лишь масштаб экономических потерь из-за заторов. Стоит ли удивляться, что столь неэффективная работа общественного транспорта очень обременительна для казны. Отсюда и ежегодные повышения стоимости проезда. Напомним, что за прошедший год стоимость проезда на общественном транспорте увеличилась на 40%. Мы рассмотрели лишь очень небольшой пример, взяв за основу Невский проспект. Если же взять общественный транспорт Петербурга в целом и учесть все фактические простои, которые фиксируются предприятиями-перевозчиками, то цифра будет куда более внушительная. Не знать об этом в комитете по транспорту просто не могут, но вот бороться с убытками решили просто – повышением тарифов, то есть за счёт пассажиров.
Впрочем, все эти цифры, кроме стоимости оплаты проезда, мало интересуют простых пассажиров. Для них куда важнее как можно быстрее добраться из одной точки города в другую. Основной протест у горожан вызывает то, что нарушились привычные им транспортные связи. Часть коммерческих маршрутов заменили муниципальными. Однако вместе с буквой «К» «отвалилось» самое важное – регулярность движения. Чиновники говорят о заторах, но ведь маршрутки как-то выдерживали интервал движения. Перевозчики сориентировались очень быстро – уже через несколько дней после введения запрета на появление маршруток на Невском проспекте, уже были замечены первые автобусы по старым К-187 и К-209. Однако другие маршруты, на которых работали преимущественно «Газели», на Невском «воскресить» не рискнули. Вслед за так называемыми «нелегальными» перевозчиками, а конкретно СПП («Сеть пассажирских перевозок»), на Невском появились автобусы и «Питеравто» - победителя конкурса, который обслуживает большую часть новых маршрутов на Невском проспекте. При этом на бортах автобусов красуется надпись «Весь Невский». Расценивать это можно лишь как полное игнорирование комитета по транспорту и его распоряжений.
Ещё одну непростительную ошибку комитет совершил в попытке, что называется, убить всех зайцев одним ударом. Введённый автобус 191 должен был заменить сразу две маршрутки – одну на Невском проспекте, а другую - на Петроградке. В результате появился полностью нежизнеспособный маршрут. Он собирает все возможные пробки, в результате пассажиры просто не могут дождаться его, да и ехать по его трассе многим просто неудобно. Может быть, на картах комитета по транспорту он и выглядит красиво, но сочетание магистрального межрайонного маршрута и внутрирайонной развозки от метро просто неприемлемо в жизни. Корреспонденту «Фонтанки», например, с криком отчаяния хотелось покинуть совершенно пустой автобус, 30 минут продиравшийся через пробки на Малом проспекте.
Кроме этого часть транспортных связей была просто разорвана. Например, разорвалась связь между факультетами Санкт-Петербургского Университета и главным зданием. Возможно, что, по мнению разработчиков, студенты и преподаватели могут воспользоваться 11 троллейбусом, который теперь ходит с Васильевского острова на Суворовский проспект. Однако он не находится в зоне пешеходной доступности от Смольного собора, где расположен один из факультетов. Когда-то в этом месте даже была автобусная станция, в лучшие времена там делали кольцо 6 автобусных маршрутов. Теперь же относительно рядом проходит лишь 46 автобус, который везёт совсем не туда, куда надо. А до 11 троллейбуса надо идти около километра.
Попробуем найти возможную мотивацию устойчивого стремления маршрутчиков вернуться на старые трассы. Здесь опять придётся обратиться к цифрам. По данным ГУП «Горэлектротранс», выручка на троллейбусных маршрутах только в первую неделю работы увеличилась с 380 тысяч до 550 с лишним тысяч. Согласитесь, что это очень неплохой результат, если учесть, что стоимость проезда составляла в троллейбусе 16 рублей. Подобная ситуация сложилась и на проспекте Просвещения, когда в сентябре 2007 года после реконструкции открылась трамвайная линия, и часть платёжеспособных пассажиров вернулась на государственный транспорт, после чего трамвайный маршрут 100 стал одним из самых прибыльных в предприятии. А если вспомнить, что маршрутки на Невском проспекте дешевле 20-22 рублей найти было сложно, то 170 тысяч рублей, вырученных ГУП ГЭТ, превращаются уже в 220-230 тысяч рублей. Не будем забывать, что аналогичные результаты и у автобусников. Это значит, что коммерция только на Невском проспекте потеряла порядка 500 тысяч рублей еженедельно или около 2 миллионов рублей в месяц. Не будем забывать, что в отличие от государственных предприятий в маршрутках не было строгого учёта оплаты проезда, и деньги фактически превращались в «чёрный нал». Не исключено, что сегодняшняя ситуация, когда произошла легализация доходов транспортных предприятий, кому-то может быть очень не выгодна.
В результате положение дел только ухудшается. Из-за заторов требуется большее количество подвижного состава, который в основном стоит, а не едет. В свою очередь увеличить его количество и сократить интервал невозможно из-за моментально возрастающих расходов. В это время коммерция собирает «сливки» в виде платёжеспособных пассажиров, нередко идя на нарушение ПДД и трасс маршрутов. В результате стоимость проезда на муниципальном транспорте постоянно повышается, а вслед за этим цену поднимают и коммерсанты – получается замкнутый круг.
Но вернёмся к «выделенной» полосе на Невском проспекте. Напомним, что 20 декабря в день ее открытия вице-губернатор Александр Полукеев обещал ежедневный мониторинг ситуации и исправление ошибок. Полоса работает уже несколько недель, однако несмотря на все попытки ГИБДД обеспечить бесперебойное движение, машины продолжают парковаться на ней. Таксисты стоят теперь на тротуарах и пешеходных переходах. На них ГИБДД внимания не обращает совсем. Инкассаторские машины заезжают на тротуар только если поблизости есть наряд дорожной милиции. В остальных случаях они бесцеремонно стоят на полосе с буквой «А». В свою очередь водители автобусов и троллейбусов, отъезжая от остановок, предпочитают сразу перестраиваться во второй, а то и в третий ряд. По словам самих водителей, они это делают лишь для того, чтобы не нарушать ПДД. Те самые злосчастные правые повороты перед каждым перекрёстком вызывают заторы из желающих совершить этот манёвр автомобилей. В свою очередь троллейбусы не могут терять время из-за очень жёсткого графика, но покинуть свою полосу они также не могут, поскольку для них она такая же сплошная, как и для водителей других транспортных средств. Если же ждать, пока все желающие повернут направо, то можно простоять два, а то и три цикла. За это время скопится очень большое количество пассажирского транспорта, ведь интервал троллейбусов на Невском проспекте сегодня составляет порядка 1 минуты. Таким образом, проектировщики, создавая выделенную полосу для автобусов и троллейбусов, но при этом пытаясь сохранить правые повороты, сами поставили дополнительный заслон для общественного транспорта.
Кроме этого, остановки автобусов не согласованы с троллейбусными. В результате у водителей есть выбор – или ждать, пока транспортное средство отъедет от остановки, или же объезжать его по второй полосе. Того разделения потоков, которое получилось на Лиговском проспекте, когда автомобили и общественный транспорт перестали мешать друг другу, двигаясь в одном потоке, не получилось.
Что касается комфорта для пассажиров, то только троллейбусы доставляют удовольствие пассажирам. В них работает отопление, автоинформатор, а кондуктор обязательно одет в форму или оранжевый жилет. Автобусы ГУП «Пассажиравтотранс» почему-то не используют установленные на них световые указатели маршрутов, а автоинформаторы работают через один. Найти в салоне кондуктора также очень сложно, зачастую он одёт в простую одежду, из общей массы пассажиров его выделяет только валидатор в руках. Но ниже всех в плане качества обслуживания пассажиров стоит «Питеравто». Эта компания даже не удосужилась набрать необходимое количество кондукторов для работы на Невском проспекте. В результате иностранцы в восторге от обязательного выхода всех пассажиров большого автобуса через первую дверь.
Учитывая все это, можно сказать, что 2008 год стал для комитета по транспорту одним из самых провальных. Если в 2007 комитету удалось запустить хоть один более-менее удачный проект – Лиговский проспект, то в прошедшем 2008-м они не только не исправили допущенные там ошибки, но повторили их на Невском проспекте и даже добавили новых. Например, окончательно развалили систему выпуска общественного транспорта на маршруты. Парковые пробеги некоторых маршрутов теперь достигают 10 километров. При наличии в собственности ГУП ГЭТ трамвайной площадки на Васильевском острове, которая может быть переоборудована под троллейбусную, предприятию приходится гонять троллейбусы с Комендантского аэродрома. По данным ГУП «Пассажиравтотранс», доля так называемых «нулевых рейсов» у них составляет порядка 5%. У коммерческих предприятий доля «нулевок» ещё выше. В связи с этим увеличились издержки транспортных предприятий, которые привели к повышению стоимости проезда и полному отсутствию положительных перспектив в обозримом будущем, особенно в условиях финансового кризиса.
Владимир Фёдоров,
Фонтанка.ру
Поделиться
Поделиться