Как кризис влияет на рост преступлений? Изменился ли расклад криминальных сил? Стоит ли в будущем ждать нового всплеска иностранной преступности? Заместитель прокурора Санкт-Петербурга старший советник юстиции Алексей Маяков в День прокуратуры ответил на вопросы корреспондента АЖУРа.
Как кризис влияет на рост преступлений? Изменился ли расклад криминальных сил? Стоит ли в будущем ждать нового всплеска иностранной преступности? Заместитель прокурора Санкт-Петербурга старший советник юстиции Алексей Маяков, курирующий вопросы отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях, в День прокуратуры ответил на вопросы корреспондента АЖУРа.
- Среди тех иностранцев, кто совершил преступления в Петербурге, какова доля граждан Азии, стран СНГ, дальнего зарубежья?
- Наибольшее количество преступлений совершают граждане СНГ. Среди них лидируют узбеки, они совершают порядка трети преступлений. На втором месте - азербайджанцы. На третьем - таджики. Вслед за ними идут украинцы. В Петербурге действует Дом национальностей, я лично встречался с руководителями всех диаспор. Но они могут воздействовать только на тех, кого знают. А если человек прибывает в город нелегально? Ведь к нам приезжают далеко не первого сорта люди. Они выдавливаются из своих республик, потому что ненадлежащим образом там себя ведут.
- За 11 месяцев 2008 года против иностранцев было совершено 682 преступления. По сравнению с предыдущим годом явное снижение - минус 8 процентов. Чем объяснить эту цифру?
- Объяснение лежит на поверхности, если обратить внимание на другую статистику. У нас в целом снизилась преступность по городу - количество преступлений по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 18 процентов. Соответственно снижение преступлений по иностранцам укладывается в общую картину. На ситуацию повлиял комплекс профилактических мер, которые принимаются как властными структурами, так и правоохранительными органами. Мы ведем большую работу по предотвращению преступлений.
- Какую конкретно работу? Понятие «профилактические меры» звучит очень абстрактно.
- Ведется анализ, где, в каких местах чаще всего происходят преступления. В эти криминогенные места направляются милицейские патрули, устанавливаются видеокамеры, тревожные кнопки «гражданин - милиция». К примеру, в Александровском саду в прошлые годы совершалось достаточно много преступлений. Но после того как в саду провели освещение и приблизили к нему милицейские посты, преступность оттуда ушла. На Сенной площади поставили стационарный милицейский пост - будку с надписью «Милиция», и результат был практически мгновенный, количество преступлений резко снизилось. Я постучу по дереву, но резонансных преступлений в отношении иностранных студентов в ушедшем году не зарегистрировано. Студентам объясняли, где и когда можно ходить по улицам, а в какое время этого лучше не делать. Милицейские наряды были приближены к общежитиям. Там стала выставляться охрана...
- Хорошо, тогда за счет чего растет число преступлений, совершаемых иностранцами? Согласно вашим же данным, таковых в прошлом году было 1340 (увеличение на 29 процентов).
- Преступления растут за счет притока мигрантов. За 11 месяцев 2007 года миграционная служба зарегистрировала 610 тысяч мигрантов. За аналогичный период 2008 года приехали уже почти 700 тысяч. При этом выехали из Петербурга 158 тысяч человек. Как видим, в город приезжает намного больше мигрантов, чем уезжает. И еще одна показательная цифра - официальное разрешение на работу получили только 168 тысяч иностранных граждан.
- А где же все остальные - почти 300 тысяч человек?
- Мне тоже очень хотелось бы знать, где они все находятся. У нас в городе создана межведомственная рабочая группа по противодействию экстремизму, на совещаниях не раз задавались вопросы руководителям миграционной службы о том, каково реальное число мигрантов в Петербурге. Но они не могут ответить на этот вопрос. Нам, естественно, нужно владеть этой картиной. Конечно, мы не сидим сложа руки. Меры принимаем и нацелены очень жестко работать с миграционной службой, которая, на наш взгляд, не выполняет должным образом свои обязанности. Ни для кого уже не секрет, что работодатель, уклоняясь от выплаты налогов, заинтересован в дешевой рабсиле - в первую очередь из стран ближнего зарубежья. Свою проблему он успешно решает как с помощью участковых милиционеров, так и сотрудников миграционных служб. В этих случаях речь уже идет о коррупции. К примеру, миграционная служба регулярно устраивает рейды, выявляя нелегальных мигрантов, но в отдельных случаях, зная об их месте пребывания, закрывает на это глаза.
- Кто-то из сотрудников миграционной службы уже наказан?
- Есть уголовные дела, но они сейчас находятся в производстве. Приговоров пока нет. Сегодня, кстати, расследуется уголовное дело в отношении руководителя отдела миграционной службы Центрального района. Но говорить о нем сейчас, на стадии следствия, я не имею права.
Невские таджики против красногвардейских
- Возросло ли количество преступлений на почве экстремизма?
- В 2008 году зафиксировано 16 преступлений по национальным мотивам (в 2007 году их было 10). Большинство связаны не с насильственными действиями, а с распространением информационных материалов - печатной продукции и пасквилей в Интернете. Здесь состав преступления налицо. Но статистика все равно не показательна. Потому что мы можем предполагать, что преступление совершено по экстремистским мотивам, но не всегда можем это доказать. В прошлом году убили татарского паренька Дамира Зайнуллина. Его пырнула ножом молодая девушка - Мария Хапилина, она уже осуждена на 10 лет. Если выражаться на профессиональном сленге, это была экстремистская «грядка» (на нее указывали и атрибутика, и членство Хапилиной в скинхедовских группировках), но фактически было доказано только то, что Зайнуллин столкнулся плечом с одним из парней, которому Хапилина была чуть ли не крестной мамой. Признаки экстремизма в этом преступлении есть, но они не доказаны. Поэтому убийство квалифицировали как убийство на почве личных неприязненных отношений.
- Иностранные граждане совершают преступления против своих?
- Да, конечно. Разборки в своей среде происходят еженедельно, в основном это бытовые преступления. Существуют криминальные группы, которые вымогают деньги у мигрантов, честно работающих на стройке.
- А случаются совсем абсурдные истории, когда иностранец совершал преступление против иностранца на национальной почве?
- Приговоров таких нет. В прошлом году были случаи, когда на территории Апраксина двора выясняли отношения между собой граждане Таджикистана и Узбекистана. Делили территорию, сферу влияния. Дошло дело до поножовщины. Но все-таки это не тот экстремизм, о котором мы говорим. Массовые стычки были и в Красногвардейском районе, там собирались выходцы из Средней Азии и делили рабочие места. Дошло уже до того, что появились «невские таджики» и «красногвардейские таджики».
- Какие преступления в основном совершают иностранцы?
- Преобладают корыстные преступления - кражи, грабежи, разбои. И причинение телесных повреждений на почве личных неприязненных отношений.
- А изнасилования?
- В 2008 году было раскрыто 90 процентов изнасилований, совершенных в Петербурге. Большую часть совершают выходцы из соседних республик.
- Встречались в вашей практике случаи, когда национальную нетерпимость к россиянам проявляли иностранцы?
- Был единственный случай в 2006 году. Некий Сафаров публично обозвал Иванова (фамилия изменена. - Прим. ред.) «русской свиньей». Возбудили уголовное дело, направили его в суд, но там они помирились.
- Что с бандой Боровикова - Воеводина, и есть ли у нее последователи?
- В минувшем декабре дело этой банды ушло в суд. Сейчас, пока нет вердикта присяжных, я не стал бы вдаваться в подробности этого дела. Продолжается расследование серии преступлений, совершенных группой экстремистской направленности, в числе жертв которой и тувинская журналистка Саяна Монгуш, и житель Петербурга Бренер, и гражданин Узбекистана Хаитов. Члены группировки встречались в спортивном клубе в Выборгском районе. Это было фактически подполье, возглавлял которое 14-летний парень. Он уже осужден за одно преступление и ждет суда по другим эпизодам. К слову, сегодняшняя молодежь очень хорошо информирована о том, как их будут ловить. Они читают много специальной литературы, поэтому тщательно конспирируются. Списываются по Интернету, не собираются стаями, а объединяются в своеобразные патрули из двух-трех человек. Нападают молча, не выкрикивая нацистских лозунгов. Они маскируются, поэтому раскрывать такие преступления становится сложнее.
- Уже понятно, что экономический кризис повлияет на рост преступности, в том числе и «иностранной». Вопрос только - в какой степени?
- Я не считаю, что граждан надо пугать, потому что меры мы принимали и будем принимать. Главный акцент делаем на работе миграционной службы и участковых милиционеров. Но всплеска преступности исключить нельзя. Когда он будет, я не могу сказать, я же не Павел Глоба. Но думаю, что каких-то катастрофических последствий мы избежим.
Ирина Молчанова.
Материал также читайте в газете "Ваш тайный советник" от 12 января 2009 г.