Система государственного заказа вновь реформирована. В первую очередь от этих изменений пострадают строительные компании: цены по уже заключенным с ними контрактам могут быть снижены заказчиком в одностороннем порядке. А вот «Жилкомсервисы» смогут получать в управление городские дома без конкурсов или иных процедур отбора.
Антикризисное строительство
Это уже восьмая правка в действующий с 2006 года федеральный закон. Разработчики пытаются найти наиболее эффективный способ распределения бюджетных средств, но несколько раз в год выявляются новые «дыры», которыми пользуются коррумпированные чиновники.
Новая система государственного заказа вновь реформирована. В первую очередь от этих изменений пострадают строительные компании: цены по уже заключенным с ними контрактам могут быть снижены заказчиком в одностороннем порядке. А вот «Жилкомсервисы» смогут получать в управление городские дома без конкурсов или иных процедур отбора. Поправки, подписанные президентом России Дмитрием Медведевым 30 декабря, в первую очередь угрожают строительным компаниям. В течение 2009 года заказчики (то есть госорганы) могут снизить стоимость ранее заключенных государственных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Причем возмещение подрядчику убытков, причиненных в связи со снижением цены, не осуществляется. Случаи, критерии и порядок снижения стоимости подрядных работ должно определить правительство России.
Логика законодателей понятна: в ближайшее время ожидается снижение цен как на готовое жилье и иные строительные объекты, так и на услуги по их возведению. Контракты же на строительство, как правило, заключаются на длительный период, иногда даже несколько лет.
Очевидно, что выполняемые в 2009 году подрядные работы будут стоить дешевле, чем указано в заключенном, например, в июне минувшего года договоре.
Государство спонсировать строительные компании не намерено. Но не исключено, что они смогут оспорить законность таких изменений. Ведь в бизнесе рискуют обе стороны: стоимость может и снизиться, и увеличиться, а потому Гражданский кодекс РФ предусматривает, что так называемая «экономия подрядчика» остается у него: в случаях, когда фактические расходы оказались меньше тех, которые учитывались при определении стоимости работы, подрядчик сохраняет право на оплату по предусмотренной договором цене. Обратное допускается только в случае, если заказчик докажет, что полученная экономия повлияла на качество выполненных работ.
Поправки никак не затрагивают контракты на покупку квартир для государственных нужд. Во-первых, снижать цены заказчик сможет только по заключенным до 1 января 2009 года договорам. Единственное в Санкт-Петербурге решение о покупке за почти 1,4 млрд. рублей 438 квартир у компании «Дальпитерстрой» было принято 26 декабря, в системе госзаказа контракт в прошлом году не был зарегистрирован. Во-вторых, вне зависимости от методики, которую должно определить правительство, право менять цены касается только договоров подряда, а КУГИ участвует в строительстве квартир на правах дольщика, а не заказчика.
31 способ помочь «нужным» людям
Вопреки общей тенденции, внесенные поправки почти в полтора раза увеличивают перечень случаев, когда государственные органы и учреждения могут покупать товары и услуги у единственного поставщика. В итоге у чиновников есть аж 31 способ передать выгодный контракт «нужной» фирме, не заморачиваться с проведением конкурсов, аукционов или иных конкурентных, а следовательно, объективных процедур.
Самая существенная для Санкт-Петербурга поправка – право госоргана без конкурсов размещать заказ по управлению многоквартирным домом. В целом логично – контракт заключается на основании решения самих собственников, и тут выбора как бы и не может быть. Но нигде не определено, как районное жилищное агентство выбирает управляющую компанию, представляя владельца государственных помещений. В итоге в Санкт-Петербурге подавляющее большинство домов (особенно старого фонда) находятся в ведении «Жилкомсервисов» – бывших ЖЭКов, реорганизованных, но сохранивших всем знакомое «качество» работы.
Без конкурсных процедур чиновники будут выбирать исполнителя услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку, а также приемом иностранных делегаций и т.п. (гостиницу, авиакомпанию, ресторан и т.д.). Без сложных процедур будет закупаться спортивный инвентарь, оборудование и экипировка для подготовки спортивных сборных команд России по олимпийским видам спорта. Субъективный выбор предоставили театрам, концертным залам, музеям и иным учреждениям культуры – без конкурса они будут вправе заключать контракты со сценаристами, балетмейстерами, дирижерами, писателями, художниками, исполнителями и т.д.
Напомним, что в начале декабря губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко запретила городским заказчикам заключать контракт с единственным поставщиком, если на организованный конкурс или аукцион не было подано ни одной заявки или они все отклонены, а также если потребность в закупаемом товаре или услуге возникла вследствие непреодолимой силы.
Торговый патриотизм
Уже с 1 января Минэкономразвития получило право вводить так называемый национальный режим – предоставлять приоритет в закупках для государственных и муниципальных нужд товарам российского происхождения, ограничивая доступ продукции иностранных производителей.
Так законодатели отреагировали на идею премьер-министра России Владимира Путина поддерживать отечественных производителей автомобилей. «Считаю, что в 2009 году государство должно увеличить закупки, тем более что автопарк наших социальных отраслей, милиции, министерства обороны, МЧС требует дальнейшего обновления. Абсолютно недопустимо расходовать деньги на приобретение импортных машин», – заявил глава правительства России 19 декабря на совещании в Набережных Челнах. При этом он подчеркнул, что «имеет в виду лишь так называемый «прямой импорт», тогда как собираемые на территории России (в том числе под Санкт-Петербургом) автомобили Ford, Toyota и других марок иностранными не считаются.
Отдельные регионы успели отрапортовать, что уже начали закупать исключительно отечественные «Волги» и т.д. Хотя подобные действия прямо противоречат действующему закону: национальный режим мог применяться только в двух случаях. Во-первых, при поставке товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства. Вряд ли лимузин даже главнокомандующего относится к сфере обороны страны. Во-вторых, как ответная мера в отношении государств, которые ввели национальный режим против российских товаров. Правительства Японии, Германии, Франции, США и иных крупнейших стран – производителей автомобилей, таких «антироссийских» мер не принимали.
Сам закон, за исключением ряда положений, вступит в силу с 1 марта. Поправки касательно национального режима уже действуют, но для их применения должно быть принято специальное решение Минэкономразвития, которое подлежит официальному опубликованию. А потому пока государственные заказчики не вправе отдавать приоритет отечественным «Волгам» перед ввозимыми из Германии Mercedes или BMW, французскими Renault и т.д.
Новые поправки также строго регламентируют порядок проведения электронных аукционов. Сейчас через Интернет могут заключаться контракты на сумму до 1 млн. рублей, а потому в минувшем году было проведено всего 2029 электронных аукционов (всего 0,5 процента от общего числа контрактов).
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру