На Поместном соборе Русской православной церкви в Храме Христа Спасителя в Москве завершились выборы нового патриарха. Как и ожидалось, им стал Местоблюститель скончавшегося Алексия II, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (63-летний Владимир Гундяев). В некоторых деталях мирской жизни новоиспеченного князя церкви разбирался корреспондент «Фонтанки».
Владимир Гундяев рос в весьма религиозной семье. Священником был еще его дед Василий, который после революции 1917 года участвовал в борьбе с обновленческим расколом (тенденцией за перевод богослужения на современный язык, с одной стороны, и в поддержку молодой советской власти, с другой), был арестован и даже принимал участие в знаменитом Соловецком соборе.
Отец нового Патриарха, Михаил Гундяев, долгое время служил в знаменитом петербургском Преображенском соборе, где в 60-е годы прославился своими проповедями. Сейчас место настоятеля этого храма занимает его первенец, старший брат новоиспеченного Патриарха Николай. Однако, последнее время он редко появляется на кафедре — сказывается возраст и болезни. Стоит отметить, что 2 января этого года, еще в качестве Местоблюстителя Патриаршего престола Кирилл посетил «семейную» церковь.
В частности, обращаясь к прихожанам, он вспоминал: «Первый раз я пришел сюда в далеком 1951 году, когда моего отца иерея Михаила из храма на Смоленском кладбище перевели в Спасо-Преображенский собор. Отрочество мое проходило в этом храме, я помню, как по четвергам отец мой служил здесь акафист святителю и чудотворцу Николаю, как много собиралось здесь прихожан ― этот большой храм был почти полон».
В жизнеописании Михаила Гундяева, приуроченном к столетию со дня его рождения, сообщается, что власти, пытаясь бороться с церковью экономическими методами, возложили на его приход 120 тысяч рублей (стоимость 7 автомобилей «Победа»). Тем не менее, по городским приходам и знакомым священнику, которому уже грозила тюрьма, удалось собрать необходимую сумму. Однако в результате почти до собственной смерти ему пришлось выплачивать огромные долги. Семья жила бедно, и биограф указывает, что это не могло не оказать влияния и на сыновей протоиерея, «в сознании которых священническое служение никак не могло быть связано со стяжанием материального благополучия».
Действительно, родственники Патриарха и сейчас живут относительно скромно. Николай Гундяев, по нашим данным, владеет автомобилем «Фольксваген Пассат», также у него есть мотоцикл Ява-250 1964 года выпуска. Вместе с женой, дочерью и тещей он живет в трехкомнатной квартире площадью 60 метров на Шоссе Революции. Сын отца Николая Михаил сейчас также делает успешную церковную карьеру, почти буквально пойдя по стопам своего дяди-Патриарха. Он также представляет Русскую православную церковь за границей, занимая кафедру настоятеля храма Рождества Богородицы в Женеве и пост секретаря Представительства РПЦ при Всемирном совете церквей. В Петербурге ему принадлежит однокомнатная квартира на проспекте Энергетиков.
Николай и Михаил-младший ― не единственные родственники Патриарха Кирилла, которые пошли по церковной линии. Его младшая сестра Елена руководит епархиальной церковно-богословской детской школой при Петербургских Духовных академии и семинарии. Кроме того, она ― директор негосударственной “Православной общеобразовательной гимназии Святого благоверного великого князя Александра Невского”. Вместе с дочерью и матерью ― вдовой покойного Михаила Гундяева матушкой Раисой Кучиной ― она живет в двухкомнатной квартире на Богатырском проспекте. Также Елене Гундяевой принадлежит и однокомнатная квартира на улице Железноводской.
Жилищные условия в Петербурге самого Патриарха ― лучше, чем у его родственников. Он владеет четырехкомнатной квартирой под сто метров на втором этаже девятиэтажки (постройки семидесятых годов прошлого века) на Большеохтинском проспекте. Впрочем, жильцы его подъезда, хотя и подозрительны к посторонним, не знают о знаменательном соседстве. Что, пожалуй, и неудивительно: пять окон первосвященнической квартиры выглядят вполне безжизненно ― ныне Патриарх Кирилл проводит время совсем в иных палестинах.
Надо отметить, что из всей своей семьи Владимир Гундяев ― единственный, кто привлекал негативное внимание общественности. Поднялся он высоко, стал заметной фигурой, а значит, привлекал не только сторонников, но и врагов, и завистников. Пожалуй, самая громкая история произошла в начале 90-х годов, когда митрополит Кирилл по линии Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) курировал поставки в Россию алкоголя и табака, используя предоставленные правительством РПЦ налоговые льготы. Сам факт странного для пастырей импорта он признал, однако много раз отрицал, что имел в этом деле какой-то личный интерес.
Надо отметить, что до сих пор Владимир Гундяев числится учредителем ЗАО «Общество содействия благотворительной и социальной работе Русской православной церкви «Калита»». Среди ее видов деятельности перечисляются внешняя торговля негосударственных организаций, оптовая и розничная торговля, посреднические услуги при купле-продаже и прочее. Еще одним учредителем этого общества значится протоиерей Владимир (Верига), которого некоторые СМИ прямо называли «своего рода коммерческий директор в команде митрополита Кирилла».
С еще одним учредителем «Калиты» корреспонденту «Фонтанки» удалось поговорить лично. Это Юрий Пивоварчук, который в настоящее время занимает пост начальника организационного управления Комитета внешних связей Администрации Петербурга. Он заявил, что «Калита» - дело давно минувших дней, реально общество функционировало примерно с 1993 по 96 год. С будущим Патриархом, по словам Юрия Пивоварчука, он познакомился, потому что был постоянным прихожанином Александро-Невской Лавры. Какую должность в то время занимал он сам и чем привлек внимание священнослужителя, чиновник вспомнить отказался, как и от любых дальнейших комментариев.
Впрочем, о деятельности «Калиты» с тех, еще доинтернетовских пор, сведений почти не осталось. Разве что 22 октября 1995 года «Московские новости» писали: «Общество содействия благотворительности и социальной работе Русской православной церкви "Калита" устроило в Петербурге первую Всероссийскую выставку-ярмарку "Православная Русь", в рамках которой организовало конференцию "Церковь. Общество. Хозяйство". Выставка была убыточна для устроителей. Ряд банков оказал богоугодному делу спонсорскую поддержку".
Впрочем, оценить истинные хозяйственные таланты Патриарха Кирилла вряд ли возможно. Церковная бухгалтерия далеко не прозрачна. Разбираться с зарвавшимися священнослужителями иерархи предпочитают сами ― благо ресурсы для этого имеются, хотя бы перевод в дальний приход. Да и, например, Трудовой кодекс священников не защитит ― жаловаться бесполезно. Раз Владимиру Гундяеву удалось подняться до самых вершин церковной власти, нам остается только свято верить сегодняшнему выбору Поместного собора Русской православной церкви.
Николай Конашенок,
"Фонтанка.ру"