Закон об организации таксомоторных перевозок в Петербурге в ближайшее время поступит на рассмотрение ЗакСа города. Несмотря на то, что экономический кризис заметно ударил по отрасли, в частности, приведя к заметному росту числа «бомбил», авторы проекта надеются, что принятие новых правил приведет этот рынок в цивилизованный вид.
Как отмечает автор законопроекта, председатель Некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга (НПТТ) Юрий Вейков, общий объем вызовов в компаниях в связи с кризисом сократился на 15—20%. В первую очередь, по его словам, это связано с сокращением расходов на транспорт в компаниях, которые ранее оплачивали такси своим сотрудникам.
Оценки члена правления петербургской Лиги такси Марка Куртика еще радикальнее. По его мнению, речь идет о 25—30% сокращении заказов от физических лиц и 50—60% падении количества вызовов от корпоративных клиентов. «Те, кто вчера ездил на такси за счет своих компаний, сегодня сели за руль собственных машин и сами "бомбят"», — говорит он. Число автомобилистов, периодически занимающихся частным извозом, по его оценкам, за последнее время выросло на 25—30 тысяч.
Эти привело к тому, что даже профессиональные таксисты, которые в былые времена практически не работали «с руки», начали обслуживать не только вызовы через диспетчера, но и подбирать пассажиров на улице, чтобы положить 150—200 рублей себе в карман. С другой стороны, некоторые компании пошли даже на отмену минимальной суммы заказа.
Всего в Петербурге в настоящее время насчитывается порядка 30 таксомоторных компаний, которые объединены в две ассоциации — НПТТ и Лигу такси. Между двумя партнерствами нет конфликта интересов, однако взгляды на развитие рынка у них разные. Есть и некоторое взаимное недоверие. Даже в вопросах количества «легальных» такси представители ассоциаций расходятся.
Юрий Вейков говорит, что в его НПТТ входит 13 компаний, у которых насчитывается 485 машин, а в Лиге едва ли наберется 420. По словам Марка Куртика, восемь компаний, входящих в Лигу такси, владеют почти 650 автомобилями. А вот в автопарке НПТТ, по его мнению, не больше 450 машин.
Различаются у «цеховиков» и цены. В НПТТ для всех компаний действует единый тариф — 40 рублей. Минимальный заказ стоит 350 рублей, а средняя поездка, в зависимости от компании, обходится в 600—900 рублей. Показатели Лиги такси несколько ниже. При тарифе примерно в 30 рублей и «минималке» в 300 один рейс, в среднем, приносит 480—500 рублей.
Но и эти цифры очевидно выше того, что платит за поездку в такси средний петербуржец. Это и неудивительно — «легальных» такси в городе немного, порядка 1000 машин. А потребности Петербурга, по словам Юрия Вейкова, составляют 7—8 тысяч автомобилей, если брать метрополию, и 11—12 тысяч, если учитывать Курортный район, Кронштадт и южные пригороды.
Пока эти потребности покрывают «частники», «бомбилы», «джумшут—такси», которым легализовываться просто невыгодно. По эмпирическим данным, «минималка» у них пока еще составляет 100 рублей (но в ближайшее время, очевидно, повысится до 150). На эти деньги можно проехать, например, весь Невский. То есть тариф «бомбил» составляет что-то около 25 рублей за километр. По оценкам Юрия Вейкова, цены легальных перевозчиков могли бы приблизиться к этим цифрам в том случае, если бы такси с «шашечками» заняли весь рынок, а психология пассажиров изменилась, и они перестали бы голосовать перед любой машиной, кроме грузовиков и дорогих иномарок.
Пока монополию официальным такси удалось установить только в одном месте — это аэропорт «Пулково». Полтора года назад городская администрация приняла решение о бесплатном доступе таксомоторных компаний к местной стоянке, и это поставило легальных перевозчиков в более выгодные условия, чем «бомбил».
На поездки из «Пулково» НПТТ установило единый тариф. Добраться из аэропорта до метро «Московская» можно за 500 рублей. При этом, по словам водителей, треть этой суммы идет диспетчерам, которые на месте контролируют распределение заказов. Долю можно не отчислять, если едешь из одного терминала на другой.
Марк Куртик не считает действующий тариф справедливыми. «До центра везут за 700, а до "Московской" за 500, хотя там всего десять километров. Почему не 300? Для людей даже 100 рублей существенны», — говорит он. Однако из-за «картельного сговора» НПТТ Лига такси также работает по их тарифу.
Вообще, километраж пробега влияет на стоимость поездки в петербургских такси весьма относительно. По закону в машинах должны быть либо установлены счетчики, либо у водителей должны быть бланки строгой отчетности — в конце маршрута пассажир получает квиток, а копия остается у шофера.
По словам Юрия Вейкова, в НПТТ предпочитают бланки. Дескать, счетчик (в госреестре числится три разрешенных модели) всегда можно модифицировать: водитель нажимает на скрытую кнопку — тариф несколько увеличивается. На большинстве машин Лиги такси счетчики установлены. Однако нужда в них невелика. Все-таки, в основном, таксомоторные компании работают по вызовам, и стоимость поездки с самого начала называет диспетчер. Расчет производится с помощью компьютерной программы: маршрут наносится на интерактивную карту — сразу выскакивает цена. На «пробокоопасные» участки есть возможность установить особый тариф.
Сейчас таксомоторные перевозки в Петербурге регулирует закон 2004 года, который был принят одновременно с отменой лицензирования такси. Однако фактически он бесполезен. Текст закона умещается на листе бумаги, его смысл сводится к тому, что легальное такси — это то, у которого заключен договор с городом.
Проект, подготовленный Юрием Вейковым, описывает права и обязанности компаний, властей и пассажиров. «Многое из того, что в нем есть, уже реально действует. Нам надо хотя бы зафиксировать устоявшуюся практику деловых отношений. Это создаст базу для цивилизации рынка», — говорит он.
Марк Куртик, хотя и приветствует принятие закона, не верит, что в таком варианте он создаст предпосылки к переменам. «Он не будет работать. Контроль возлагается на комитет по транспорту, в котором нет никакого контрольного органа. Да и без привлечения ГИБДД любой контроль не эффективен, а его можно обеспечить только на федеральном уровне», — считает он.
Тем не менее, какие-то перемены в отрасли в ближайшее время произойдут. На этой неделе премьер Владимир Путин подписал постановление о правилах пассажирских перевозок. Представители таксомоторного бизнеса с нетерпением ждут публикации и вступления в силу этого документа, который может заметно повлиять на их судьбу.
Николай Конашенок,
«Фонтанка.ру»