КГИОП не смог заставить владельцев здания церкви на Большом проспекте В.О., 100 выполнять обязательства, которые они на себя взяли. Разрушающийся храм, в котором еще в 30-е годы XX века был построен бассейн для тренировки подводников, до сих пор остается объектом министерства обороны. В ходе разбирательства в арбитраже, отвечая на претензии комитета по охране памятников, военные заявили, что просили у федеральных властей средств на реставрацию, но не получили от них ни копейки. Суд постановил, что винить за это их нельзя. Тем временем, как заявили «Фонтанке» в Петербургской епархии РПЦ, вопрос с передачей храма Церкви застрял где-то в недрах министерств.
Комитет по охране памятников пытался добиться, чтобы 2000-е отделение Морской инженерной службы (МИС) министерства обороны выполнило свои обещания по заключенному с КГИОП охранному обязательству. От военных даже не требовали немедленного начала реставрации, но просили хотя бы сделать техническое обследование своего объекта и разработать проект гидроизоляции стен. Согласно декабрьскому документу 2006 года хозяева закрытой для посторонних территории, на которой расположен памятник, обязались сделать это еще до конца 2007 года. Но ничего так и не предприняли.
19 февраля 2009 года Арбитражный суд СПб и ЛО решил, что в этом нет их вины. Представители Морской инженерной службы заявили, что и они сами, и тот же КГИОП обращались к минобороны с просьбой выдать финансирование на реставрационные работы, но положительного ответа не получили. Денег нет, и работы выполнять не на что. Суд постановил, что в их действиях не было умысла и все возможные меры для надлежащего исполнения обязательств военные выполнили. Требуемый комитетом по охране памятников штраф в 20 тысяч рублей им выписывать не стали.
Сам же храм, как говорят в Петербургской епархии, продолжает разрушаться. Термин «аварийный» лучше всего подходит для него. Церковь Милующей иконы Божией Матери заложена в 1889 году — её постройку заказало Морское ведомство. Эксперты отмечают, что её архитектура слегка напоминает Софийский собор в Константинополе. В 1932 году церковь перепрофилировали в учебный центр отряда подводного плавания. После той переделки памятником никто не занимался, так что, в каком он сейчас состоянии, представить довольно легко. При входе - торпедный аппарат, внутри бассейн, все фрески уже давно погибли от сырости и грибка.
Выходом из ситуации могла бы стать передача храма РПЦ, о которой зашла речь в начале 2000-х годов. Всерьез этот вопрос был поднят в 2006-м. «Мы даже открыли в храме приход, который возглавил протоиерей Александр Ганьжин — председатель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Петербургской епархии РПЦ. Проводим службы по воскресеньям, удалось договориться с начальником 2000-й МИС, чтобы на них пускали окрестных жителей. Он взял на себя такой грех, хотя объект по прежнему военный. Проводим крещения. Но церковь рушится на глазах», - рассказали «Фонтанке» в епархии.
Священнослужители писали губернатору Петербурга по поводу передачи храма РПЦ, но объект носит федеральное подчинение. В Росимуществе и КУГИ создали комиссию, которая побывала в храме и сделала вывод, что он находится в неудовлетворительном состоянии. Но тут в Москве произошли кадровые перестановки, петербургский КУГИ лишили права распоряжения федеральным имуществом, и бумаги от РПЦ где-то сгинули. Священникам предложили дождаться, когда в Петербурге сформируют филиал Росимущества, и начать всю процедуру заново. Как считают специалисты петербургского КУГИ, передача дел новому ведомству может занять очень много времени. Возможно, даже не один год.
Михаил Гончаров,
«Фонтанка.ру»