Братья Ковальчуки все-таки обошли сенатора Сергея Пугачева. В пятницу в Петербурге в ЦНИИ им. Крылова на совещании, посвященном развитию судостроительной отрасли, правительство в лице министра промышленности и торговли России Виктора Христенко поддержало строительство Выборгского судостроительного завода в Приморске. Остальные проекты, в том числе и «Северной верфи», назвали хорошими, но требующими доработки. Веского слова Владимира Путина по этому вопросу журналисты не услышали.
В пятницу 6 марта в Петербурге светило солнце, а под окнами ЦНИИ Крылова на вербе появились первые почки — в этот день в институт приехал премьер российского правительства Владимир Путин. Ему предстояло осмотреть два бассейна — циркуляционный, а затем глубоководный морской. А еще сходить в музей и провести совещание.
Журналисты ждали родного Путина перед экраном телевизора . В одном из залов с пыльными шторами и годами не мытыми окнами для них организовали трансляцию. Увидеть и услышать удалось немного: два раза выступил Путин и один раз Христенко. Но зато как!
Главной темой стало предстоящее 1 апреля завершение формирования Объединенной судостроительной корпорации и, как следствие, траектория развития всей судостроительной отрасли в целом. Напомним, что в прошлом году Владимир Путин уже выражал недовольство темпами создания ОСК и, приехав в Петербург, устроил ответственным за проект разнос - к маю 2008 года не было сформировано даже правление ОСК. В пятницу Путин лишь выразил надежду, что к 1 апреля все будет готово и сообщил, что подписал распоряжение о включении в ОСК еще 19 предприятий, которые расположены по всем бассейнам: по Балтике, Поволжью, Дальнему Востоку и на севере. Он также озвучил несколько цифр из программы ОСК: планируется строительство 265 единиц судов для рыбохозяйственного комплекса; по статье развитие транспортной системы - строительство 791 судна; а «Газпром» и «Роснефть» до 2030 года заказали 307 судов.
Юридически ОСК была зарегистрирована еще в конце 2007 года. И лишь 16 января 2009 года корпорация обрела штаб-квартиру в Петербурге. Уже тогда считалось, что на основные ресурсы ОСК будут претендовать два главных игрока в отрасли - сенатор Сергей Пугачев (ему принадлежат «Северная верфь» и «Балтийский завод») и партнеры братьев Ковальчуков по банку «Россия» Дмитрий Горелов и Сергей Колесников (Выборгский судостроительный завод, ВСЗ).
Как сказал Путин в пятницу, «в России много заводов и верфей, но современными и эффективными мы их назвать не можем. Нужна глубокая реструктуризация. Практика показывает, что эффективным является строительство новых предприятий в чистом поле с чистого листа».
В прошлом году ОАО «Северная верфь» заявляло о подготовке концепции модернизации и расширения производственных мощностей. Разработкой этой концепции занималась ОСК, так как является стратегическим инвестором «Северной верфи», владея при этом около 72% уставного капитала предприятия. Планировалось, что в соответствии с концепцией развития предприятия, мощности верфи будут существенно увеличены. При этом "Северная верфь" сможет строить корабли большого дедвейта – до 300 тысяч тонн. Именно в таких больших танкерах нуждаются российские судоходные компании, что было подтверждено на совещании в пятницу. По сути, программа модернизации компании предусматривала строительство ещё одной верфи, мощностью в 500 тысяч тонн для строительства больших гражданских судов. Стоимость всего проекта оценивалась в размере 13,7 млрд рублей.
Однако в пятницу стало понятно, что «Северная верфь» проиграла конкурентам. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко, отметив, что есть и другие, не менее интересные проекты, в частности, на «Северной верфи», сообщил, что федеральное правительство может поддержать строительство Выборгского судостроительного завода в районе Приморска. И рассказал о том, что по проекту на заводе планируется делать крупные гражданские суда — танкеры и платформы для освоения шельфов. Объем инвестиций ориентировочно составляет 38,5 млрд рублей, еще 4,8 млрд пойдет на инфраструктуру. Проект рассмотрен и просчитан Внешэкономбанком, который должен выступать кредитором.
«Если сейчас не поддержать проект, то мы упустим вторую волну заказов, которая появится через полтора-два года», - заявил Христенко.
Что думает по этому поводу сам Владимир Путин, услышать не удалось — трансляцию выключили. А когда включили снова, премьер говорил уже о другом — о развитии судостроительной отрасли в целом, о предстоящем финансировании высокотехнологичных разработок и научных исследований в этой области.
Путин сообщил, что на федеральную целевую программу по поддержке судостроения «Развитие гражданской морской техники» выделяется 136,4 млрд рублей до 2016 года, из них 4,2 млрд в этом году. 70% ассигнований будет направляться на научные и исследовательские работы. Христенко к этому добавил, что реализация программы приведет к утроению заказов по судостроительной отрасли. До 2015 года по ней планируется разместить заказов на 680 млрд рублей.
Справка:
ЦНИИ им. А.Н. Крылова является головным и ведущим среди научно-исследовательских учреждений России подобного рода, существует с 1894 года. Это комплексный научный центр мирового кораблестроения. Здесь организован полный цикл отрасли: развитие концепции военного и торгового флотов, проектирование, строительство и утилизация кораблей и морских сооружений.
Институт активно работает на внешнем рынке. Итогом этой деятельности стало создание более 450 совместных проектов со странами Европы, Китаем, Южной Кореей и США. После включения ЦНИИ в состав ЦКБ «Балтсуд проект», а также института «Лот», возможности исследовательского центра резко возросли.
Всего в России работает 168 предприятий судостроительной промышленности, где трудятся более 160 тысяч человек. Отрасль сотрудничает более чем с двумя тысячами поставщиков.
Александра Медведева
Фонтанка.ру