Ученый совет Музея истории Санкт-Петербурга 11 голосами против 5 поддержал решение о необходимости вывода с территории Петропавловской крепости всех разновидностей транспорта — как туристического, так и личных машин сотрудников музея. Взамен администрация музея хочет создать у стен крепости отдельную автостоянку.
Под проект, как заявил директор Петропавловки Александр Колякин, даже есть частный инвестор, который готов взять на себя работы. Однако чем дольше протянется процедура согласования, тем больше шансов, что кризис заставит этого анонимного спонсора отказаться от вложения денег. До согласования еще далеко — пока есть лишь положительная реакция ГИБДД и КБДХ. Труднее всего, как признался на ученом совете Колякин, идет разговор с комитетом по охране памятников.
Было утверждено и место, которое музей предлагает для новой стоянки транспорта. На суд членов ученого совета были представлены несколько вариантов. Первый — со стороны стрелки Васильевского острова, на нынешней территории площадки для занятия городошным спортом. Второй — перед Никольской куртиной, между Зотовым и Головикиным бастионами. Как раз там находится сейчас вертолетная площадка. Как заявил директор Петропавловской крепости, именно этот вариант поддерживают в КГИОП. И третий вариант, который больше всего нравится руководству музея — перед Кронверкской куртиной, между Меншиковым и Головкиным бастионами. Это пространство самое большое — для стоянки можно выделить 4700 кв. метров против 2000 и 2700 кв. метров в первых двух случаях. Впрочем, причина тут не только в объемах пространства. Именно за этот вариант и проголосовал ученый совет — "за" были 8 человек при одном выступившем против. Два других варианта не нашли ни одного сторонника.
Проблема с автотранспортом в крепости сугубо жизненная. Как сообщил глава эксплуатационной службы Петропавловской крепости, в пиковые моменты летнего туристического сезона на территории крепости единовременно останавливаются 40 автобусов. В течение дня их проходит до 200. Кроме того, крепость все больше заполняется личными автомобиля сотрудников Монетного двора, самого музея, работающих на её территории подрядчиков и служб. Это не улучшает эстетического состояния памятника, а также не лучшим образом влияет на его сохранность. Водители автобусов, например, даже не думают глушить двигатели.
В последние годы стихийная стоянка туристического транспорта образовалась на Соборной площади. Однако после проведенного на деньги ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития, выделившего около 500 млн. рублей) благоустройства территории крепости, было решено полностью закрыть её от въезда машин. Дело в том, что археологи не дали добро на углубление более чем на 40 сантиметров. Далее залегает культурный слой, для работы с которым нужны специальные раскопки и исследования. Но выделивший деньги Фонд инвестиционных проектов Петербурга не закладывал на это ни сроков, ни средств. После долгих переговоров с археологами нашли компромисс. Работы провели только у поверхности, но теперь площадь просто не выдержит постоянного потока габаритного транспорта.
Принятое администрацией музея временное решение вывести транспорт в район Алексеевского равелина, во время того же благоустройства вымощенного гранитом, тоже оказалось неудачным. Гранит оказался хрупким материалом, да еще и впитывающим в себя весь вытекающий из автобусов мазут (очистить его можно только с помощью шлифовки — отмыть невозможно). Сейчас мостовая рядом с Алексеевским уже частично уничтожена. Кроме того, там просто не поставить столько автобусов — больше 8 одновременно просто не войдет. Туристов стали высаживать на набережных, где парковаться и нельзя, и опасно. Кроме того, пожилым путешественникам совсем непросто преодолеть этот путь. А приезжают по большей части пожилые.
«Из 5 миллионов туристов, в прошлом году посетивших Петербург, треть побывала в Петропавловской крепости. То есть наш музей в прошлом году посетили 1,5 миллиона человек. Половина их них приезжала на автобусах в составах организованных групп», - сообщила коллегам заместитель директора музея Наталья Сенько. По словам Александра Колякина, в этом году из-за кризиса этот поток станет меньше. Но и в интересах музея, чтобы он сохранился. Так как власти ставят музейщиков перед выбором — или увольнять сотрудников, или начать зарабатывать. Так что нужно предлагать туристам какие-то удобства.
Главным оппонентом идеи автостоянки стал архитектор-реставратор Андрей Гунич, сотрудник «Ленпроектреставрации» (сейчас он работает над проектом реставрации Иоанновского равелина). Именно он сравнил возможное появление автостоянки с метастазами. По его мнению, официальная парковка у стен крепости приведет к тому, что пространство вокруг Петропавловки начнет стихийно заполняться автомобилями. Кроме того, на двух из предложенных мест находятся захоронения, с которыми нужно разбираться археологам. И, вполне возможно, вообще присвоить территории мемориальный статус, не позволяющий создавать там ничего, кроме зеленых зон. Высказывались опасения о серьезном ухудшении экологической обстановки, и о проблемах, которые ждут фонды Петропавловки (стоянка будет находиться прямо под окнами музейного хранилища). Однако Александру Колякину удалось убедить большинство членов ученого совета в своей позиции. Удастся ли ему убедить и другие городские комитеты, пока большой вопрос.
Михаил Гончаров,
«Фонтанка.ру»