Жильцы старого дома на Васильевском острове надеялись переехать в новые квартиры за счет инвестора. И даже радовались его приходу. Однако, как показало время, радость была преждевременной. Бизнес-структура вместо расселения принялась за «уплотниловку», подселив шумных соседей-гастарбайтеров. Хождения по инстанциям с жалобами на них и на горе-инвестора не приносят результатов.
Дом № 46 по 9-й линии Васильевского острова был построен в 1875 году взамен существовавших на этом месте деревянных построек. Изначально это был доходный дом, позднее в нем устроили гостиницу для паломников. После революции огромные квартиры быстро превратились в коммуналки, которые в постперестроечное время власти Ленинграда-Петербурга решили расселить по причине аварийного состояния. Однако смутное время внесло коррективы в эти планы — пристроить на другое место жительства удалось только жильцов 44 квартир. Долгое время освобожденная жилплощадь пустовала, а в 2005 году в эти квартиры районная администрация начала селить слесарей, сантехников и прочих работников жилищно-коммунальных служб. Дом, расположенный неподалеку от метро и, по официальной информации, не являющийся аварийным, достаточно быстро привлек внимание инвесторов, желающих реконструировать его под торговый центр или элитное жилье.
- К нам приходили представители одной такой компании, устраивали общее собрание, говорили, что, если смогут договориться с районной администрацией, то расселят нас за пару месяцев, - рассказали «Фонтанке» жильцы дома. - Но больше они не появлялись. Видимо, не договорились.
Гастарбайтеры, как средство расселения
15 мая 2007 года администрация Василеостровского района подписала инвестиционный договор с компанией ООО «Гранд-инвест-строй». За 18 месяцев фирма должна была расселить жильцов из оставшихся 26 квартир и произвести капитальный ремонт здания. После этого дом переходил в полное распоряжение ООО.
Жильцы очень обрадовались тому, что, наконец-то, дело сдвинулось с мертвой точки. Однако достаточно быстро выяснилось, что обрадовались они рано — вместо того чтобы расселять дом, инвестиционная компания начала его заселять. В пустующих квартирах быстро обжились гастарбайтеры — выходцы из Средней Азии и Кавказа, причем плотность их заселения составляла до 30-50 человек на одну квартиру. Обустроившись, новые жильцы стали осваивать и прилегающие территории. Как рассказывают коренные жители дома, во дворе, где испокон веков они ставили свои машины, теперь образовалась «автостоянка» стареньких легковушек, на которых гастарбайтеры по вечерам колымили, а ночами их чинили. Все претензии по поводу сопутствующего ремонту шума разбивались о фразу «по-русски плохо говорим». Особо непонятливым жильцам, которые осмеливались ставить свои машины на импровизированную стоянку, прокалывали шины. Когда распоясавшиеся гости по вечерам стали устраивать ритуальные драки, жильцы злополучного дома начали вызывать милицию.
- За несколько минут до приезда наряда обычно начинались выкрики из окна, драка прекращалась. А милиция, несмотря на все наличествующие следы побоища — кровь, остатки одежды и так далее — отказывалась осматривать квартиры, мотивируя это тем, что проникать в закрытые помещения они не имеют права, - рассказал «Фонтанке» один из жильцов дома Павел.
По его словам, обычно после того, как уезжала милиция, гастарбайтеры начинали ломиться в двери и угрожать жителям. Заявления, которые после этих угроз поступали силовикам, заканчивались отказом в возбуждении уголовного дела.
За «удовольствие» надо платить
Еще большее «удовольствие» от создания стихийной гостиницы для гостей города жильцы дома 46 получили вместе с квитанциями об оплате коммунальных услуг. Если раньше за холодную воду для квартиры, в которой прописаны пять человек, они платили порядка 600 рублей, то потом в строке холодное водоснабжение появилась нереальная сумма — 3 тысячи рублей. Когда разгневанные жильцы обратились в свой Жилкомсервис, то им клятвенно пообещали, что пересчитают их квитанции. Однако и по прошествии долгого времени оплата за услуги не уменьшилась.
- Это тем более странно, что у нас на руках есть расписки от «Грант-инвест-строя» о передаче Жилкомсервису суммы в 50 тысяч рублей за перерасход воды, - отмечает Павел.
Неуловимый инвестор
Шло время, а компания «Грант-строй-инвест» не торопилась выполнять условия договора и расселять жильцов.
- Сначала нас обещали расселить летом 2008 года, потом сроки отодвинулись на осень, затем звучал ноябрь, январь 2009 года. На улице уже март, а мы по-прежнему ждем, - недоумевают жильцы.
Чтобы разобраться в ситуации, жители дома попытались связаться с представителями инвестора и обнаружили, что их обязалась расселить фирма-призрак. Во-первых, у фирмы нет сайта и она не зарегистрирована ни в одной справочной службе. Во-вторых, по адресу, который озвучивают сотрудники «Грант-инвест-строя» жильцам, на Лермонтовском проспекте, расположено туристическое агентство, а указываемый ими телефон вообще не существует. Не удалось установить жильцам и имя генерального директора компании. Как рассказал «Фонтанке» Павел, в разных документах и в разговорах все время возникают две фамилии - Сергей Никитин и некто Алиев. Причем сотрудники компании все время путаются в показаниях, утверждая, что Никитин якобы отстранен от должности,но при этом все-таки является директором. Корреспондент «Фонтанки» прошел тот же путь, но фирмы не обнаружил.
Вконец запутанные жильцы дома решили обратиться к властям — к районной администрации, которая заключала инвестиционный договор, и в федеральную миграционную службу, которая отвечает за контроль над мигрантами, проживающими в Петербурге.
Хождение по инстанциям
- Мы обращались в жилкомсервис, РЭО, администрацию района, ФМС, прокуратуру, к депутатам, в жилищный комитет, к губернатору и спикеру Совета Федерации. Из отписок, которые мы получили в ответ, можно создать книгу о том, что «возможное невозможно», - сетуют люди.
Несколько раз по их заявлению в дом приезжали сотрудники миграционной службы. Гастарбайтеров выдворяли из квартир, опечатывали их, а через несколько часов они возвращались. Проверял дом и жилищный комитет, который обязался взять на контроль вопрос с проживанием в пустых квартирах нелегалов. А вот прокуратура района нарушений не нашла и отписала жильцам, что как раз сейчас фирма подыскивает варианты для расселения.
В администрации, куда «Фонтанка» обратилась с просьбой прокомментировать сложившуюся вокруг дома 46 ситуацию, отметили, что пока ничего «криминального» они не наблюдают.
- Мы несколько раз вместе с милицией были на месте по заявлению жильцов и опечатали пустые квартиры, - заявил глава района Александр Исаев. - Конечно, сейчас есть некоторые вопросы к компании-инвестору по фактам невыполнения условий договора в части расселения жильцов. Руководство фирмы объясняет это финансовым кризисом, однако они обязались до конца срока расселить жильцов.
Уверения чиновников уже давно перестали успокаивать обитателей злополучного дома. И они борются с создавшейся проблемой своими силами. Несколько раз попытались выдворить гостей из дома. При этом они обнаружили в одном из помещений производство по склеиванию коробочек из картона. Сотрудники этой фирмы представили документы от «Грант-инвест-строя», якобы дающие им право находиться в этой квартире.
- Затем мы обнаружили, что в социальной сети «В контакте» некие люди, называясь сотрудниками «Грант-инвест-строя», предлагают квартиры дома в аренду. Они брали с людей по пять тысяч рублей и пропадали. В милиции сейчас лежит ряд заявлений от потерпевших, - рассказал «Фонтанке» житель дома Павел.
Борьба людей за нормальное существование все больше напоминает компьютерную игру — чем больше «убиваешь врагов», тем больше их становится. Сейчас, помимо гастарбайтеров, в доме появилось несколько офисов и винный магазин, а ряд жилищных агентств сдает расселенные квартиры под найм. Правда, когда корреспондент «Фонтанки» попытался уточнить, на каком основании это происходит, в одном из агентств сообщили, что в объявлении просто неверно указан адрес.
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»