Жители Московского района ожидают, чем закончится история с демонтажом трамвайной линии на улице Ленсовета.
Началась она ещё 5 лет назад в 2004 году, когда на свет появилось постановление правительства №527 «О программе развития трамвайной маршрутной сети, трамвайных парков и использования их территорий в Санкт-Петербурге на 2005-2007 годы». (В документе было очень мало развития, а раздел «Демонтажи» впоследствии расширялся четырьмя дополнительными постановлениями и достиг 45 пунктов). Согласно документу, пути на улице Ленсовета должны были убрать ещё в 2006 году.
Основным аргументом тогда выступала «низкая потребность» в этом виде транспорта у жителей. И весной 2006-го 29-й трамвайный маршрут для начала «немного сократили»: если изначально от станции метро «Звёздная» можно было доехать аж до площади Репина, то затем трамвай стал ходить лишь до «Трамвайного парка №1». Однако даже в таком виде он продолжает пользоваться популярностью у жителей Московского района - пассажиры трамвая избавлены от стояния в пробках на Московском проспекте, в отличие от автобуса, стоящего наравне с автомобилистами.
Корреспондент «Фонтанки» убедился, что в середине дня за 20 минут (благодаря почти полностью обособленному полотну) можно доехать от улицы Орджоникидзе до Московских ворот. Обратный путь на метро занял куда больше времени. В часы пик трамвай ходит полный.
В конце 2008 года в эфире телеканала «СТО» первый заместитель главы комитета по транспорту Станислав Попов заявил: «По улице Ленсовета планировалось, рассматривалось снятие. Я был против, и сейчас вопрос по снятию трамвая с улицы не рассматривается». Но, буквально через месяц после этого заявления, стало известно, что движение трамваев там невозможно.
Общественная организация «Живой город» направила в комитет по транспорту (КпТ) письмо с вопросом о судьбе 29-го трамвая. В конце февраля пришёл ответ: снятие рельсов предусмотрено перечнем адресов, подлежащих демонтажу в 2005-2007 годах, но не выполнено, поскольку все остальные адреса были демонтированы в ходе комплексного благоустройства, а улица Ленсовета этой операции ещё не подвергалась. В письме также сообщалось, что площадка под трамвайным кольцом продана, и теперь её надо освободить с целью предоставления участка собственнику, и поэтому комитет вынужден прекратить движение трамваев по Ленсовета. Порадовало в письме только одно - теперь чиновники не ссылаются (как раньше) на «низкий пассажиропоток» или «невостребованность трамвая».
В соответствии с распоряжением № 125-Р правительства Санкт-Петербурга земельный участок, расположенный по адресу Московское шоссе, участок 1 (севернее пересечения с улицей Ленсовета) значится как передаваемый инвестору для строительства АЗС. Притом, что там на расстоянии 50 метров уже существует две заправки, третья - в нескольких сотнях метров - недавно закрылась и перепрофилирована в автосервис. В радиусе километра есть ещё 5 АЗС.
Обращение корреспондента «Фонтанки» в КпТ несколько прояснило нынешнее положение дел. Действительно, адрес есть в постановлении 2004 года, и до сих пор работы по демонтажу не выполнены. А что касается конечной станции, то, оказывается, без ведома комитета территория площадки (в планах - освобождаемой при демонтаже трамвайного кольца по улице Ленсовета), была выставлена на торги, и на сегодняшний день имеет частного хозяина. То есть теперь фактически трамваи выгоняют с кольца, даже не посоветовавшись с транспортниками: нужна ли там линия.
Комитетом в замещение трамвайного движения будет организовано движение автобусов по маршруту № 61 «Звездная улица – станция метро «Московские ворота», трасса которого пройдет по улице Ленсовета. В настоящее время рассматривается возможность возобновления трамвайного движения по указанной улице - после закупки «Горэлектротрансом» двухкабинных трамвайных вагонов, оборудованных пассажирскими дверьми с обеих сторон. Использование указанного подвижного состава позволит осуществить разворот без кольца.
Действительно, «Петербургским трамвайно-механическим заводом» разработана модель низкопольного двухстороннего вагона (который работает сейчас в Волгограде), второй аналогичный строится сейчас. В разработке находится модель короткого вагона ЛМ-2008 с выходом на две стороны, который может быть сцеплен хвостовыми частями и способен работать на улице Ленсовета и Московском проспекте. Теперь дело за малым – убедить комитет по благоустройству и дорожному хозяйству заняться реконструкцией, а не демонтажом трамвайной линии.
К слову сказать, аналогичным образом, без ведома комитета по транспорту, была продана земля и под трамвайным кольцом на Малом проспекте Васильевского острова. Теперь пути ведут в никуда, а на кольце стоит АЗС, хотя напротив уже несколько лет существует другая заправка. Та же ситуация - на Двинской улице.
Легко и просто были перепрофилированы в городе и другие объекты транспортной инфраструктуры. На месте автобусного парка на Васильевском острове теперь громадный жилой комплекс, аналогичная ситуация и на месте 6-го трамвайного парка на Барочной улице, в Дегтярном переулке строят «Невскую ратушу». Случай с улицей Ленсовета выходит за рамки простого демонтажа трамвайной системы. Отсюда становится понятно, что в городе нет такого понятия как «транспортная инфраструктура», а любую конечную станцию или парк можно продать, сославшись на старое постановление, даже не учитывая реалий сегодняшнего дня.
Владимир Фёдоров, "Фонтанка.ру"