Очередное заседание Комитета по безопасности Госдумы состоялось в Грозном. Президент Чеченской республики Рамзан Кадыров 25 марта принял у себя около 25 депутатов Федерального собрания. Петербург представлял депутат от фракции ЛДПР Андрей Лебедев. Он поделился с «Фонтанкой» своими впечатлениями о поездке.
«Около восьми утра нас поднял в московское небо личный самолет Кадырова ЯК-42. В аэропорту Грозного Кадыров встретил делегацию лично. Он не казался, а был спокойным, вежливым, уверенным и достойным. Кортеж машин возглавлял его 600-й бронированный мерседес в 221-м кузове с государственными номерами К 001 РА (К * РА, как вы понимаете, – Кадыров Рамзан Ахмадович). Любопытно, что, несмотря на многочисленную личную охрану, Кадыров сам сел за руль.
Как в аэропорту, так и в городе все обратили внимание на чистоту. Чистоту улиц, дворов... Идеальные дороги. Перед нами предстал совершенно современно отстроенный город с рекламой, магазинами, инфраструктурой.
Въехав в Грозный по проспекту имени Путина, мы оказались на проспекте имени Ахмада Кадырова. Разумеется, побывали в центральной мечети чеченской столицы, напротив которой расположен памятник отцу Рамзана Кадырова.
Мечеть поразила роскошью: сотни квадратных метров удивительной росписи, огромные разноцветные люстры из кристаллов «Сваровски», изысканные ковры с чеченским орнаментом. Во время осмотра московский коллега по Думе удивленно ахнул: «Похоже, никто ни копейки не украл!».
- Вот это наш очередной удар по ваххабизму, - сказал Кадыров, показывая убранство.
Заседание Комитета по безопасности состоялось в огромном холле ресторана бизнес-центра. Присутствовали все представители республиканских служб и ведомств, за исключением министра Алу Алханова, который встречался с министром МВД России Рашидом Нургалиевым. Первым выступил хозяин республики - Рамзан Кадыров. Стиль его речи не был абсолютно безупречен с точки зрения литературного русского языка, но от его слов веяло силой и надежностью.
Речи выступающих сразу же коснулись вопросов борьбы с терроризмом в республике. На что Кадыров через некоторое время со взрослой иронией ответил, что с терроризмом практически покончено, как в горах, так и в селах. Ему несколько возразили, указав на цифру в 481 боевика по данным ФСБ.
- А кто их считал-то? - скорее ответил, чем спросил Кадыров. - По мне, так их около 70 человек. А вчера еще трое сдались.
И практически сразу Кадыров перевел беседу в иное русло: «Я считаю, что главная опасность для России – это не терроризм, а пьянство и наркотики.
В Москве открываются все новые гей-клубы, по федеральным каналам показывают абсолютно омерзительные передачи. Это нормально?» - обвинил он.
Так как парировать было нечем, то Кадыров говорить продолжал: «Сериалы о Чечне, например «Грозовые ворота», врут. Они внушают зрителю, что войны никакой не было. Ведь если отряд спецназа может разделаться с целым бандформированием, то почему же так долго воевали?»
Было видно, что для Кадырова образ чеченца сверхважен.
- В фильмах показывается, как за патроны чеченцы продавали своих сестер (Он имел в виду фильм «Блокпост»). Это ложь. И ложь эта вредит русским также, как и нам.
Вообще, депутаты увидели сильную сформировавшуюся личность, готовую говорить то, что думает, и без оглядки. Четко прозвучали его слова по поводу выбора чеченского народа: «Чеченский народ проголосовал за дружбу с Россией, и я буду верен до конца его выбору. Но если бы он проголосовал против, то я бы воевал с вами до сих пор».
Когда от чеченского парламента выступал его председатель, то он посетовал на урезание федеральных денег республики в связи с экономическим кризисом и посоветовал обратить на Чечню особое внимание.
- Э-э! - перебил его Кадыров, подняв ладонь. - Ты не прав. Мы такой же субъект Российской Федерации, как и все прочие. Почему нам должны делать одолжение?!
Лично у меня эта сцена вызвала ассоциации с известной фразой Эрнеста Че Гевары: «Либо мне, как всем, либо всем, как мне».
На обеде в честь гостей играл чеченский ансамбль и пели три красивые девушки. Но в платках и одетые в скромные, но дорогие костюмы. Текст песен был патриотический и местный. Например: «Первые сутки после штурма, Грозный приходит в себя, Сколько чеченцев и русских не вышло из-под огня».
Поздно вечером при прощании в аэропорту Грозного Кадыров каждому пожал руку. Расставание проходило под изречениями, высеченными на здании аэропорта: «Мое оружие – правда, и перед этим оружием бессильна любая армия» (А.Кадыров); «Единственным свидетельством патриотизма является поступок» (Р. Кадыров).
На обратной дороге в другом личном самолете президента ТУ-134 несколько депутатов рассматривали подарки. Это были книги о Грозном. В своей книге я наткнулся на стихи, посвященные Адаму Делимханову (ныне депутату Госдумы, заместителю председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политики). Их рифмы были откровенны: «Они смерти хотят, и мы смерти хотим! Все равно победят: не остаться в живых! Но пока за Чечню бьются наши сердца! В Аргуне с тобой будем стоять до конца!» Прочитав это, я взглянул в иллюминатор и не увидел в горах террористов. Фоторепортаж прилагаю».
Депутат Госдумы Андрей Лебедев
для «Фонтанки.ру»