31 марта состоится премьера фильма Владимира Бортко "Тарас Бульба". В интервью известный режиссер и бывший киевлянин поделился мыслями об основном конфликте повести Гоголя, о современной "украинизации" на своей малой родине, а также о том, в чем оказались правы... коммунисты.
Владимир Бортко - известный режиссер, специалист по экранизации русской классики. Сейчас вслед за «Собачьим сердцем», «Идиотом» и «Мастером и Маргаритой» на экраны должен выйти его новый фильм - «Тарас Бульба». В интервью «Тайному cоветнику» бывший киевлянин Бортко поделился мыслями об основном конфликте повести Гоголя, о современной принудительной «украинизации» на своей малой родине, а также о том, в чем оказались правы... коммунисты.
- Владимир Владимирович, насколько важен для Вас этот фильм?
- Очень важен. Речь идет о судьбе нашего народа, так что все очень серьезно. Сейчас отношения двух частей этого народа, мягко говоря, напряженные. И съемки подобного фильма в наше время налагают на его авторов большую ответственность. Хочу надеяться, что у нас все получилось... С этими мыслями и жду премьеры.
- Вы однажды сказали, что западничество, олицетворенное Андрием, - это измена...
- Ну, не так уж впрямую… Мы имеем дело с эпосом. Тарас Бульба - это душа народа, существующая на протяжении 150 лет сложнейшего периода своей истории. Ведь действие повести начинается в XV веке, а заканчивается конкретной битвой под Полонным, произошедшей в тридцатые годы XVII века. Вот и подсчитайте, сколько же лет Бульбе. Мне кажется, что два сына, Остап и Андрий, понадобились писателю для того, чтобы полнее раскрыть образ самого Тараса. Почему, например, Тарас к одному сыну относится лучше, чем к другому? Почему с самого начала он отдает предпочтение Остапу? Андрий что, хуже дерется? Нет, Андрий сомневается в верности пути, выбранного отцом. Для такого человека, как Тарас, в этом уже заключена опасность. Вот Остап абсолютно точно следует в этом русле и не готов ни на секунду отступить, даже ценой собственной жизни. А Андрий ни в чем не уверен. Нельзя сказать, что это само по себе плохо. Для кого-то - например, для Валерии Ильиничны Новодворской - это хорошо. Но для Тараса это неприемлемо.
- Почему же Андрий сомневается? Всему виной прекрасная панночка?
- Мне кажется, что панночка - только олицетворение того, что манит Андрия... Что мы читаем у Гоголя? Когда Андрий по подземному ходу пробрался в польский город Дубно, он попал в костел. А дальше великий писатель полторы страницы отводит на описание костела. Он пишет о том, как лучи солнца, проникая сквозь цветные витражи, осветили церковь, и тут заиграл орган, звуки которого Андрий раньше никогда не слышал. У Андрия рот открылся, и он долго стоял без движения, пока его не дернули за полу... О чем говорит эта сцена? О том, что Андрий был потрясен всеми этими новыми, внезапно открывшимися ему вещами. Честно говоря, когда я первый раз был на Западе, я тоже стоял с открытым ртом. Там, на Западе, действительно есть чему удивиться! Впрочем, это совсем не значит, что свое нужно продавать...
- А убивать сына можно?
- Бульба убивает сына не за то, что он полюбил полячку, а за то, что он пошел на своих. Когда Андрий выскочил из города и начал рубить своих товарищей, с которыми еще вчера ел и спал, Тарасу только и оставалось, что убить его. Он судит сына за предательство, а не за любовь. При чтении этот момент не так бросается в глаза, как при просмотре кинофильма. Все-таки кино - вещь конкретная.
- Многие находят в повести Гоголя «антисемитские мотивы»...
- Позволю себе пошутить. Знаете, я жду благодарственного письма из московской хоральной синагоги - по поводу успешного решения еврейского вопроса. Никто не мог решить еврейский вопрос, а я его решил - не изменяя у Гоголя ни слова, ни буквы, ни эпизода... Понимаете, слово «жид» у Гоголя не должно нас шокировать. Это слово в Варшаве и сейчас произносят: по-польски «жид» - еврей, и никакого уничижительного смысла оно там не имеет. На что же нужно смотреть? На поступки героев. Вот Бульба спасает Янкеля от смерти - и без какой-либо выгоды для себя. Потом Тарас просит Янкеля проводить его в Варшаву, и тот помогает ему. Как вы думаете, что сделали бы с бедным жидом поляки, если бы они его поймали? Ведь он же ведет врага в сердце страны! Подумайте над этими поступками Янкеля и Бульбы, и вы все поймете правильно...
- Вы долгое время жили на Украине. Чувствуете себя киевлянином или петербуржцем?
- Я себя чувствую столичным жителем. Родился я в Москве, 28 лет прожил в Киеве, матери городам русским, и теперь уже 30 с лишним лет живу в стольном городе Петербурге... Разница между этими городами, конечно, есть. В Питере - белые ночи, в Киеве - каштаны цветут, а Москва - очень большой город. Но по сути своей города эти очень похожи. Во всех трех столицах живут наши люди, и, как бы сказал Алексей Константинович Толстой, «порядка нет, как нет».
- Что Вы думаете о современной «оранжевой» Украине?
- А что такое «оранжевая» Украина? Я сам киевлянин, плоть от плоти и кровь от крови. Свободно, без акцента говорю на украинском, лучше, чем половина их Рады - это точно. Я на киевских улицах тропинки протоптал в асфальте. И не надо мне говорить, что я плохой украинец. Что такое Украина и кто такие украинцы, я лучше знаю! Я больше сын этой земли, чем они.
- Может ли принудительная «украинизация» изменить характер народа?
- Нет. Они все время говорят, какие москали проклятые, на... русском языке. Да это те же русские люди, что с одной, что с другой стороны! А ведь у современных украинских политиков получается, что Сумская область - это цвет человечества, а граничащая с ней Курская область - люди с песьими головами. Это же смешно! Что касается «украинизации», то бесследно такие вещи, конечно, не проходят, но в корне изменить генетическую сущность народа нельзя! Рано или поздно мы соединимся. Хотя, думаю, без Львова. Я был на Западной Украине, эта земля имеет с нами мало общего.
- Вы считаете, славянское единство можно восстановить?
- Это неизбежный процесс. Одинаковые вещи всегда соединяются - так происходит с шариками ртути. Другое дело, сколько времени это займет. Сто лет на землях Малороссии была Литва, потом там сто лет была Польша. Возможно, нынешняя Украина тоже простоит сто лет. А может быть, мы объединимся уже завтра - кто знает? Но это произойдет непременно. За историческими процессами стоит воля народа. Тут правы коммунисты. А вместе с коммунистами прав Толстой. В какой-то момент поднимается дубина народного гнева, и Наполеон бежит...
- Но ведь народом можно манипулировать?
- Как сказал кто-то из американских президентов, можно обманывать немногих длительное время, можно обманывать многих недолго, но нельзя обманывать всех всегда.
- Несколько лет назад Вы вступили в КПРФ. В чем Вы видите свой долг коммуниста?
- Я желаю счастья своему народу... То, что сейчас происходит в мире, есть прямая цитата из книги Маркса «Капитал». И правильный способ борьбы с кризисом (кстати, наиболее последовательно проводящийся в США) - это национализация. А ведь этот способ - социалистический! Понимаете, сейчас очень удачное время, чтобы отвечать на вопрос, почему я - коммунист. Именно поэтому. Потому что другого пути, чем социализм, нет! Кстати, я вступал в партию не к конкретным людям, а к Карлу Марксу и его соратнику Фридриху Энгельсу.
- Наступление западной цивилизации Вас не пугает?
- Нет. Посмотрите в окно - все это наступление западной цивилизации закончилось кризисом! Что сейчас делает западная цивилизация? Лихорадочно ищет пути выхода. Отчего это произошло? От жадности, друзья.
- Ваше отношение к Церкви?
- Когда мне было пять лет, моя бабушка увезла меня в деревню и там крестила. Я очень доволен этим обстоятельством. Православие - мощнейшая скрепа, держащая вместе наш народ. И я со всем уважением отношусь к Церкви. Мне кажется, ничего лучше христианских заповедей никто еще не придумал. Другое дело, что в сотворение мира за семь дней мне сложно поверить. Впрочем, это уже мои личные вольтерьянские воззрения. А вообще я очень уважаю верующих людей. Как говорится, блажен, кто верует...
- Симпатии к социализму и христианству в Вашей душе не конфликтуют?
- Ни в коей мере. Да, коммунистическая доктрина плохо совместима с христианством. Но социализм и коммунистическая доктрина - все же разные вещи. Социализм - это просто экономический строй. Понимаете, я прагматик. Именно прагматизм привлекает меня в социалистической идее. А еще я считаю, что всегда нужно стоять за правду и говорить правду. Если начинается вранье, Советский Союз разрушается...
Беседовал
Дмитрий ОРЕХОВ